Приезжим в США
Автор: kpkmedic   

Всякий деловой контакт предполагает наличие двух участников - и деловые поездки и экскурсии в Перу, естественно, осуществляются в двух направлениях: сначала мы едем к вам, потом принимаем вас у себя.

Что же происходит, когда гости с других берегов высаживаются на нашем? Тут тоже могут возникнуть мелкие недоразумения, неприятные для обеих сторон, - как, впрочем, при любом соприкосновении разных культур. Отчасти выручает то, что многие высокопоставленные представители зарубежных компаний, приезжая в США, уже имеют за плечами опыт неоднократного общения с американцами или со своими собственными сотрудниками, которым довелось какое-то время жить и работать в Штатах. Но на расстоянии чужой опыт усвоить не просто, и кое-что приезжим можно посоветовать - на всякий пожарный случай.

Протокол и этикет в CШA

Общее правило простое: то, что считается вежливым по ту сторону океана во время экскурсионного тура в Ницце и Монако, совпадает с тем, что принято у нас - с незначительными вариациями и, пожалуй, с меньшим упором на формальности.

Отношение к времени

Американцы его уважают и начинают дела точно в назначенный час. Если сказано: «Ровно в девять», значит, в девять все должны быть на месте. Таких же правил стоит придерживаться и назначая деловые встречи во время экскурсионного тура в Зальцбург. Небольшое опоздание, порядка пятнадцати минут, допускается только в городах с особенно интенсивным уличным движением, где можно попасть в пробку, - таких, как Нью-Йорк, Хьюстон или Лос-Анджелес.

Что касается неофициальных мероприятий, даже если они организованы для коллег-бизнесменов, тут все менее строго. Если это «прием типа коктейль» и всех приглашают к семи, то реально гости соберутся не раньше половины восьмого. Но если это обед и он назначен на восемь, вас будут ждать ровно к восьми, и тут уж ссылка на уличные пробки не поможет. Деловые встречи за ланчем в Штатах весьма популярны; они начинаются примерно в половине первого и заканчиваются около двух. Такой ланч не предполагает чересчур обильного меню из нескольких блюд, поскольку рабочий день после перерыва возобновляется. Главная трапеза - вечерний обед (или ужин), который назначается на разное время - от семи до девяти вечера, а если ему предшествуют коктейли, то он может начаться и позже - часов в десять. Продолжительность обеда не лимитируется.

Не удивляйтесь, если американец пригласит вас на утренний завтрак. Многие бизнесмены сознательно выбирают утренние часы, когда можно пообщаться с приезжим партнером на свежую голову и без излишней официальности: ничего обидного в таком приглашении нет.

Чисто американское изобретение - так называемый «бранч», комбинация первого и второго завтрака (breakfast плюс lunch). Он может назначаться на любой час начиная с одиннадцати утра и продолжаться хоть до четырех дня. Особенно он удобен во время уик-энда. Меню произвольное - от яичницы до бифштекса, а напитки подаются как правило в сочетании с фруктовыми или овощными соками (водка или шампанское с апельсиновым соком, водка с томатным соком - всем известная «Кровавая Мэри» и т.д.). Если вы не хотите портить компанию, но алкоголь не употребляете, есть прекрасная альтернатива - томатный сок без водки.

Что касается чисто деловых встреч, то американцы предпочитают приступать к повестке дня, не теряя времени - как только все рассядутся. Предварительный этап.

когда участники переговоров исподволь изучают друг друга, обмениваясь светскими любезностями и неторопливо попивая чай, отсутствует.