Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам)
Автор: Рут Блэкмор и Джеймс Макконахи   

Один из шедевров готической архитектуры — собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам) (пн-сб, 8.00-19.00, а также вс, 8.00-12.30, 14.00-17.00; вход свободный; метро St-Michel/Cite) возвышается над островом Сите как огромный корабль, поставленный на якорь с помощью мощных контрфорсов.

Вы можете и вовсе не узнать об их существовании, если не подойдете к этому сооружению в виде буквы «Н» со стороны западного портала. Эта наиболее впечатляющая архитектурная особенность внешнего оформления собора состоит в том, что его вертикальные опоры уравновешиваются горизонтальной линией галереи и фриза, которые центрированы относительно окна-розы. Собор представляет собой массивное сооружение, результат продуманного архитектурного замысла, продолжающего в определенной степени традиции романского стиля.

Собор был возведен на месте старого собора Сент-Этьен, который, в свою очередь, был построен на месте галло-римского храма, посвященного Юпитеру. Строительство Нотр-Дама началось еще в 1160 г. под покровительством архиепископа Парижа Мориса де Сюлли, а завершилось около 1345 г. Семинарии собора стали средоточием духовной власти, в период XIII-XIV в. из их стен вышло шесть епископов, однако впоследствии собор отчасти утратил свое превосходство, уступив таким епархиям, как соборы в Реймсе и Сен-Дени. Шли века, и собор постепенно приходил в упадок. Особенно большой ущерб был нанесен ему во время Французской революции, когда наиболее яростные сторонники революции принялись разрушать статуи царей иудейских на западном фасаде собора, приняв их по невежеству за французских королей. Значимость собора немного возросла после того, как в 1804 г. Наполеон I короновался здесь как император; однако к этому времени стены собора настолько обветшали, что для создания величественной обстановки коронации их пришлось даже задрапировать.

Долгожданная реставрация собора началась только в 20-х гг. XIX в. во многом благодаря ходатайству Виктора Гюго, который привлек внимание общественности к этой проблеме в своем романе «Собор Парижской Богоматери», в котором он описал плачевное состояние собора. Виктор Гюго, как и другие писатели романтического направления, с благоговением относился к готической архитектуре, считая, что вздымающиеся ввысь нефы великих соборов служат лучшим убежищем для «измученных душ». Реставрация собора была поручена архитектору Виолле-ле-Дюку, который провел обширные и тщательные восстановительные работы, по мнению некоторых специалистов, даже слишком тщательные. Была восстановлена большая часть статуй фасада (их оригиналы ныне хранятся в Национальном музее Средневековья), добавлен шпиль, а также установлены мрачные горгульи (рыльца водосточных труб в виде фантастических фигур); эти последние вы сможете увидеть с близкого расстояния, если отважитесь подняться на башни собора (ежедн., апр-сент, пн-чт, 9.00-19.30, пт-вс, 9.00-21.00; окт-март, 10.00-17.00; 6,10 евро).

К началу нового тысячелетия фасад собора тщательно отмыли, удалили с него глубоко въевшуюся грязь, после чего стала отчетливо видна великолепная резьба на порталах собора. Пожалуй, в первую очередь взгляд останавливается на центральном портале, представляющем «Судный день». Нижний фриз — это сплошное движение усопших, восстающих из своих могил, тогда как в верхней части восседает Христос, который и вершит Страшный суд: людей, находящихся по его правую руку, он отправляет в рай, тогда как находящиеся по левую руку обречены на страшные муки в аду. Любопытно, что среди грешников есть люди, похожие на епископов и королей, из чего следует, что средневековые мастера имели возможность критиковать сильных мира сего. Мастерам было присуще также и чувство юмора: вокруг арки портала изображены резвые шаловливые ангелы, моделями для которых, как говорят, были мальчики из церковного хора. На левом портале изображена Дева Мария, которую венчает Христос; нижний фриз портала представляет сцены из ее жизни. На правом портале Дева Мария на троне, ниже можно увидеть сцены из жизни Св. Анны (матери Марии) и Христа. В этих сценах используются визуальные средства и символика, помогающие понять их не как отдельные эпизоды, а как нечто единое целое. Так, например, в сцене рождения Христа младенец расположен выше Марии, что указывает на его более высокий статус, при этом он лежит не в колыбели, а на алтаре, что, как полагают, содержит намек на его будущую роль жертвы.

Внутри собора вас, несомненно, поразит удивительный контраст между мраком центрального нефа и светом, падающим на первую большую колонну хора, — этим как бы подчеркивается святость алтаря. Этот свет попадает в собор через дальние стены трансептов, которые на две трети состоят из стекла, включая великолепные пурпурные окна-розы. Все это, включая свод и парящие колонны, достигающие начала сводов, типично готические архитектурные элементы, тогда как простор вокруг колонн нефа и общее стремление к квадратному пространству характерно для романского стиля. Сокровищница собора, трезор (ежедн., 9.30-18.00; 2,50 евро) содержит в основном богато украшенные дароносицы и потиры XIX в., но в общем ценность коллекции вряд ли заслуживает указанной входной платы.

В соборе проводятся бесплатные экскурсии; сбор при входе у экскурсионного стола. Можно также соединить осмотр интерьера с органными концертами (вход свободный), которые проводятся каждое воскресенье в 16.00 или 17.00. Орган собора — один из лучших во Франции; он был создан великим мастером XIX в. Аристидом Кавалье-Колем и насчитывает более шести тысяч труб.

Прежде чем покинуть собор, посетите садик у восточной части собора, чтобы посмотреть на арочные контрфорсы, поддерживающие клирос, а затем пройдите вдоль реки под южным трансептом; здесь вы можете немного посидеть весной под опадающими белыми лепестками цветущих вишен. К северу, на другой стороне собора, расположены улицы Шануанесс, Юрзен и Коломб, три улицы из тех немногих, которые барон Осман обошел своим вниманием. В них нет ничего особенного, кроме старых зданий, по которым можно судить о том, как прежде выглядел остров Сите.