Французский неоклассицизм и романтизм Лувра
Автор: Рут Блэкмор и Джеймс Макконахи   

Параллельно Большой галерее расположены два больших зала, посвященные французскому неоклассицизму и романтизму. На плане эти залы обозначены как «монументальная живопись», здесь представлены некоторые из наиболее известных французских полотен этого периода.

Зал Мольен (зат 75) знаменит тем, что здесь выставлено эпическое полотно Давида «Коронация Наполеона I», где Наполеон возводит себя на трон на фоне довольно удрученного духовенства. Сейчас уже трудно в это поверить, но Давид задумывал эту картину как часть гораздо более обширной композиции. Здесь же можно увидеть прекрасные женские портреты, например картину Прюдона «Жозефина в парке дворца Мальмезон», напоминающую работы да Винчи, несколько замечательных работ Энгра и автопортрет (с дочерью) Елизаветы-Луизы Виже Лебрён, придворной художницы Марии-Антуанетты.

В зале Дарю (зал 77) французский романтизм открывается драматическим полотном Жерико «Плот «Медузы»», описывающим печально известный случай кораблекрушения у берегов Сенегала в 1816 г. Картина изображает людей на плоту, которые в отчаянии смотрят на появившийся на горизонте корабль. Как писал один из выживших, «от состояния радости мы впали в полное отчаяние и скорбь». Пятнадцать изображенных на картине людей были единственными из 150 спасшихся на плоту матросов, кому удалось выжить, остальные погибли от жажды, убийств и каннибализма. Фигура мертвого мужчины, лежащего лицом вниз с вытянутой рукой, была написана с человека, который позировал и Делакруа, чья знаменитая картина «Свобода, ведущая народ на баррикады» висит в этом же зале. Картина Делакруа считается символом Французской революции, но нетрудно заметить, что, судя по головным уборам, здесь изображена революция не 1789-го, а 1830 г., которая возвела на престол «буржуазного короля» Луи-Филиппа. Увидев эту картину, Луи-Филипп тут же приказал убрать ее подальше, дабы она не внушала людям опасных идей.