Итальянский Рим
Автор: Иванова Л.В.   

Нет в мире города, который превосходил бы итальянский Рим по богатству истории и художественных ценностей. Его называют «городом городов», «вечным городом». В нем классическая античность, средневековые сооружения, церкви в стиле барокко, впечатляющие статуи и фонтаны перемежаются с магазинами и бутиками. Здесь каждая эпоха оставила свой след. Кажется, что чем больше итальянский Рим меняется, тем заметнее и привлекательнее становится то, что остается неизменным. Прошлое и настоящее живут в этом городе рядом. Поразительное сочетание разновременных и разнохарактерных памятников захватывает, заставляет восторгаться.

Удивителен и рельеф итальянского Рима: с ровными улицами соседствуют крутые подъемы, резкие перепады уровней. Вот почему характерной архитектурной чертой города являются лестницы - разнообразные по конструкции и стилю.

Видовые площади, купола церквей, кроны пиний, аромат глициний и кофе эспрессо - все это остается в памяти о величественном, помпезном, немного хаотичном и суетливом городе.

Итальянский Рим нельзя представить без туристов. Ежегодно более трех миллионов человек прибывают сюда, чтобы познакомиться с блистательным городом-музеем, ощутить его очарование.

В 27 км от места впадения Тибра в Тирренское море издавна возвышались семь холмов. Здесь 21 апреля 753 г. до н. э. Ромулом был основан Рим. Этот день и сегодня считается днем рождения города, хотя понятно, что дата условная и люди обитали в этих краях значительно раньше. Есть свидетельства, что на месте будущего Рима находилось когда-то греческое поселение.

Первым был застроен хижинами холм Палатин. Соседний - высокий и обрывистый холм Капитолий - стал главной крепостью. Во второй половине VI в. до н.э. город уже занимал все семь холмов. Предпоследний римский царь Сервий Туллий (578-533 гг. до н.э.) возвел городскую стену длиной 7 км. В 312 г. до н.э. цензор Аппий Клавдий построил водопровод и дорогу, сохранившие его имя.

Во II в. н.э. население города превысило миллион человек. В 272-280 гг. император Аврелиан возвел новые оборонительные стены длиной в 18,8 км. Границы центральной части современного города совпадают со стеной Аврелиана, которая частично сохранилась до наших дней. Архитектурные памятники Рима отражают почти трехтысячную его историю.
В Древнем Риме было несколько площадей. Главная из них, простиравшаяся между холмами Палатин, Капитолий и Эсквилин, называлась форумом. Уже в наше время ее стали называть Forum Romanum - Римский форум. Этот сегодняшний центр гражданской жизни Рима когда-то представлял собой болотистую долину. Она тянулась с северо-запада на юго-восток полосой 640 м в длину и 215 в ширину. Бывший сначала местом погребения, а потом базаром, форум с течением времени превратился в географический центр Рима. Он был густо застроен храмами в честь основных божеств, базиликами, монументами.

Вдоль всего форума протянулась Виа Сакра (священная дорога), по которой двигались торжественные процессии и с триумфом проходили войска.

В 179 г. до н.э. на форуме была возведена базилика Эмилия - роскошное мраморное здание с портиком, большим залом и арочной галереей длиной свыше 100 м. Рядом с этой великолепнейшей базиликой республиканской эпохи находилась Курия - место заседаний древнеримского Сената. В 203 г. н.э. в честь императора Септимия Севера была воздвигнута массивная трехпролетная арка - одна из самых крупных в мире. Подобных памятников на форуме было несколько - арка Августа, арка Тиберия, арка Фабиана и другие, - но они почти не сохранились.

Арка Севера соседствует с Ростри - ораторской трибуной форума и с Умбиликус Урбис - небольшим каменным конусом, «пупом» Рима, символическим центром империи.
Перед аркой Септимия Севера лежит «черный камень» - Лапис Нигер. Предание гласит, что под ним находится могила Ромула.

Одна из древнейших святынь Рима - храм Сатурна. Здесь располагалось когда-то казначейство, проводились сатурналии - особые празднества, от которых ведут начало современные карнавалы.

Базилика Юлия считалась одним из красивейших зданий древнего Рима. Это двухэтажное сооружение с шестью рядами колонн имело длину 101 и ширину 49 м. Оно служило биржей и местом суда. Расположенный рядом древний храм Диоскуров (Кастора и Поллукса) был воздвигнут в 484 г. до н.э. для заседаний Сената.

Храм Божественного Юлия был построен в память Юлия Цезаря. Тело правителя государства, убитого заговорщиками, сожгли на этом месте 18 марта 44 г. до н.э. Вблизи храма стояла регия -резиденция древнеримских императоров.

Далее на юго-восток располагался священный участок Весты. На нем находился небольшой круглый храм богини Весты диаметром около Юме двадцатью мраморными колоннами и очагом в центре. Весталки, шесть жриц храма, жили в Доме весталок - красивом двухэтажном здании с обширным садом.

На противоположной стороне Виа Сакра размещались храм Антонина Пия и Фаустины, храм Божественного Ромула и огромная базилика Максенция и Константина.

К церкви Санта Франческа Романа примыкает храм Венеры и Рима, обнесенный рядом колонн. Он был построен в 135 г.

Неподалеку от выхода из форума высится арка Тита. Умершего в 81 г. императора возвели в ранг полубога и в его честь соорудили изящную однопролетную арку.

В эпоху императорского Рима форум утратил свое политическое значение. К северу от него появился целый ряд императорских форумов. В период между 54 и 46 гг. был построен форум Цезаря, окруженный с трех сторон арочной галереей. Самым главным сооружением форума являлся храм Венеры-прародительницы с конной статуей Цезаря. На южной стороне форума размещался императорский дворец для заседаний - Курия регия.

Форум Августа по площади вдвое превосходил предыдущий. Его главное сооружение - храм Марса-мстителя. Форум Мира (Веспасиана) славился большим храмом Мира, в котором хранились трофеи Иудейского похода.

Форум Нервы с храмом Минервы был построен в 97 г. Другое его название - Проходной (Форо Транзиторио), поскольку он соединял зону форумов с жилыми кварталами.

Величиной и роскошью выделялся форум Траяна, построенный известным архитектором Аполлодором из Дамаска в 113 г. На территории длиной 300 и шириной 185 м. располагались базилика Ульпия, греческая и латинская библиотеки, храм Траяна, две экседры (с севера и южной стороны).

Доминантой форума являлась колонна Траяна - элегантное мраморное сооружение, воздвигнутое в 113 г. Она превзошла другие колонны своими размерами. Ее высота - 40 и диаметр 3,25 м. Рельефы шириной в один метр спиралеобразно обвивают колонну. На них изображены сцены доблестных деяний императора.

В целом грандиозный ансамбль форума стал классическим образцом пространственного решения подобных сооружений.

Пантеон, единственное крупное римское здание, полностью сохранившееся до нашего времени, заслуживает того, чтобы его увидеть. Название сооружения греческое и означает «храм всех богов». Пантеон был построен в 27 г. до н.э. полководцем Агриппой и впервые отреставрирован в 118-128 гг., при императоре Адриане. Пропорции здания столь идеальны, что оно считается одним из высших достижений архитектуры. Пантеон представляет собой массивный круглый храм-ротонду диаметром около 45 м с 16 колоннами высотой около 13 м. Они выполнены из египетского гранита. Здание венчает купол. Простой, элегантный и грациозный храм имеет одинаковые диаметр и высоту сферического помещения (32,3 м). В центре свода - девятиметровое световое отверстие, называемое «оком Пантеона»; в стенах устроены ниши для статуй. Окон нет. Во время дождя вода попадает в храм через отверстие в куполе и выводится по специальным стокам в мраморном полу.

В Пантеоне отличная естественная вентиляция и акустика. В этом храме похоронены великий художник Рафаэль и первые короли Италии.

Особого внимания заслуживает Капитолий - священный холм древних римлян, символ народовластия. Ансамбль площади Капитолия создавал великий Микеланджело. И сегодня ансамбль является одним из выдающихся шедевров мирового градостроительного искусства. Площадь напоминает балкон, возвышающийся над городом. В ее центре - бронзовая конная статуя Марка Аврелия. На площадь ведет широкая беломраморная лестница. Внизу ее украшают два льва, вверху - конные статуи Кастора и Поллукса.

Римские цезари обязаны были предоставить своим гражданам «хлеб и зрелища». В 72 г. при императоре Веспасиане между холмами Эсквилин, Целий и Палатин началось строительство крупнейшего амфитеатра под названием Колизей (от лат. colosseum - великан). Новое монументальное сооружение удачно дополняло перспективу форума. Амфитеатр эллиптической формы (длина большой оси - 188 м, малой оси - 156 м) в течение многих веков являлся символом величия и мощи Рима. Он и сейчас не перестает удивлять туристов, хотя до нашего времени дошли только его руины. Сооруженный для проведения зрелищ, Колизей имел высоту 48 м. Нижний ярус состоял из 80 арок. Над ним возвышались еще три яруса. Второй и третий - это арочные пролеты, украшенные статуями. Четвертый (верхний) ярус был возведен позже. Он представлял собой сплошную стену, к которой крепился яркий тент для защиты зрителей от зноя. Амфитеатр имел 64 входа, 80 рядов зрительских мест, вмещавших до 50 тыс. человек. Арена могла заполняться водой для имитации морских сражений . Амфитеатр прославился спортивными состязаниями, гладиаторскими боями, травлей зверей.

К 404 г. он потерял свое развлекательное назначение. Позднее из его материалов строили дома, церкви, мосты. В настоящее время сохранилось около трети всего здания.

Рим - это столица католического мира, место пребывания папы римского. На правом берегу Тибра, на холме Монте-Ватикане, расположено папское государство-город. Оно почти со всех сторон обнесено каменной стеной. Его площадь - 0,44 кв. км, длина границ - 2,6 км, численность населения - около тысячи человек.

Ватикан - это огромный архитектурный комплекс культовых, дворцовых, крепостных сооружений. Торжественным входом в Ватикан служит обрамленная колоннадами овальная площадь Св. Петра (арх. Лоренцо Бернини, 1653-1663). Два крыла колоннады с 284 дорическими колоннами, расположенными в четыре ряда, представляют собой изумительный архитектурный шедевр. Колоннаду венчают 96 статуй святых и мучеников. В центре площади возвышается гранитный египетский обелиск I века до н.э. По обе стороны от него расположены два фонтана Мадерны.

Колоннады ведут к крупнейшему католическому храму мира -собору Св. Петра (пл. 15160 м2, выс. 132,5 м, построен в 1506-1614 гг., арх. Браманте, Микеланджело, Дж. I делла Порта, Виньола, К. Мадерна и др.).

Огромный купол собора (диаметр 45 м) имеет 16 окон. Он неотъемлемая часть силуэта Рима, так как виден отовсюду. Интерьер собора оформлен в стиле барокко с пышной позолоченной лепниной, мозаикой, росписью, рельефами из цветного мрамора, бронзы и дерева. Под куполом находится папский алтарь, а над ним - бронзовый балдахин Бернини. В соборе собраны ценнейшие произведения искусства.

В находящейся неподалеку капелле бережно хранится под стеклом гениальный шедевр Микеланджело, единственное произведение, на котором он поставил свою подпись, - «Пьета».

К северу от собора Св. Петра расположен обширный (55 тыс. м2) дворцовый ансамбль, построенный в основном в XVI в.: капелла Николая V, апартаменты Борджа, Сикстинская капелла, капелла Паолина, лоджии и станцы (залы), расписанные Рафаэлем и его учениками, величественные дворы Бельведера и Сан Дамазо, парадный вход во дворец - Королевская лестница (Скала Реджа).

Ватикан - место, где собрано огромное количество выдающихся произведений искусства. Общая длина залов пяти музеев превышает 8 км. В музее Пио-Клементино находятся знаменитые скульптуры: «Аполлон Бельведерский» (скульп. Леохар) и «Лаокоон» (скульп. Агександр, Атенодор, Полидор). Изумляют сцены из истории человечества, созданные великим Микеланджело на своде и алтарной стене Сикстинской капеллы (арх.
Дж. де Дольги). Интересны коллекции Древнеегипетского музея, музеев Кьярамонти, этрусского и современного религиозного искусства.

За библиотекой Ватикана размещаются музей Пио-Кристиано, Музей светского искусства, Пинако-тека, Миссионерско-этнологический музей.

На территории Ватикана находятся покои папы, радиостанция, типография, почтамт, ветка железной дороги. Охрану Ватикана несут 150 гвардейцев-швейцарцев.

Каждую среду в 10.30 папа устраивает общую аудиенцию для прихожан. Необходим входной билет. Одежда должна соответствовать церковной обстановке.

Собственностью Ватикана являются также другие храмы и здания города. Пятинефная базилика Санта Мария Маджоре обозреваема со всех сторон, так как была построена в наиболее высокой точке Эсквилина. Согласно легенде, летом 4 августа папе Либерию во сне явилась Богоматерь и повелела возвести церковь там, где на следующий день выпадет снег*. На следующий день папа, к своему удивлению, убедился в правдивости сна и велел построить церковь. Это якобы произошло в середине IV в.

В действительности же церковь соорудили столетием позже, при папе Сик-сте III. Эфесский собор в 431 г. утвердил как догму божественность Марии, после чего и была построена эта церковь. Она не раз меняла свой облик. Пять проемов портика, увенчанного лоджией (арх. Фердинандо Фуга, 1750 г.), смотрят на одноименную площадь. Семидесятиметровая колокольня XIV в. является самой высокой в городе. В интерьере церкви вызывает восхищение потолок с инкрустацией и позолотой, два ряда колонн с ионическими капителями, пол из мраморных квадратов и мозаичным изображением Девы Марии и святых. Римляне поклоняются хранимым в церкви остаткам яслей младенца Христа.

Еще одна из четырех патриарших церквей Рима - Сан Джованни ин Латерано, которую считают матерью всех церквей, поскольку она самая древняя из всех христианских базилик. Ее название идет от римской семьи Латерани, когда-то проживавшей на том месте, где построена церковь. Реконструкцией Сан Джованни ин Латерано занимались архитектор Борромини и скульптор Бернини. Посетителей церкви особенно притягивает Святая лестница. Считается, что 28 ее ступеней были привезены из иерусалимского дворца Пилата и что по ним ступал Христос. По этой лестнице католики поднимаются только на коленях.

Базилика Сан Паоло фуори ле Мура (Св. Павла за стенами) была построена в IV-VI вв. Ее также называют базилика Остиензе. По своим размерам она уступает лишь собору Св. Петра. Согласно легенде, церковь стоит на том месте, где захоронены останки св. Павла. Базилика выходит на улицу Виа дель Маре четырьмя портиками. Вход в здание украшен мраморными скульптурами св. Петра и Павла. Интерьер базилики поражает масштабностью. Длина помещения составляет 132 м. Восемьдесят колонн делят храм на пять нефов. Все помещения богато украшены. Великолепен внутренний дворик с двойными колоннами и колокольня в пять ярусов. Впечатляют римские площади.

На месте античного стадиона императора Домициана в наши дни расположена площадь Навона - узкая, длинная и замкнутая со всех сторон. Она украшена тремя фонтанами. В центре находится фонтан Четырех рек (арх. Бернини, 1651 г.). Четыре статуи изображают реки Нил, Ла-Плату, Ганг и Дунай. На площадь выходит фасад церкви Св. Аньезе ин Агоне с двумя колокольнями - самый богатый элемент в застройке площади.

Кампо деи Фьори (площадь Цветов) долгие годы служила центром городской жизни. Сегодня здесь находятся овощной и цветочный рынки. В 1600 г. инквизиторы сожгли на площади обвиненного в ереси монаха-ученого Джордано Бруно, памятник которому возвышается над торговыми рядами.

На перекрестке Виа дель Бабуино и Виа Кондотти расположена Пьяцца ди Спанья (площадь Испании) - одно из любимых мест римлян. Центр площади украшает фонтан делла Бараччиа. К расположенной на возвышении церкви Сан Тринита деи Монти с двумя колокольнями ведет грандиозная лестница с разветвляющимися маршами, построенная в 1725 г. Каждое утро лестница превращается в цветочный рынок.

Римское барокко нашло свое яркое воплощение в облике римских церквей. Одним из ярчайших примеров подобных сооружений явилась церковь Сан Карло алле Куатро Фонтане (арх. Борромини, 1667).

В римском районе Трастевере в 1502 г. архитектор Браманте построил круглый храм-часовню Сан Пьетро ин Монторио, который стали называть Темпьетто (маленький храм). Сооружение имеет характерные черты римского храма (колоннаду, купол и т. д.). Несмотря на малые размеры и кажущуюся несовместимость с тесным прямоугольным двором, оно поражает своей значительностью и является удивительным архитектурным шедевром.

Церковь Санта Мария ин Космедин была возведена в VI в. Она неоднократно перестраивалась, в ее облике просматриваются элементы разных эпох. Под портиком установлены «Уста истины» - мраморный круг диаметром 1,66 м с изображением древнеримского бога Фавна. Согласно поверью, с их помощью можно уличить лжеца, так как они сожмут его руку, просунутую в отверстие.

Подлинными архитектурными ценностями Рима стали многочисленные фонтаны. Среди них выделяется фонтан Треви (арх. Никколо Сальви, 1730-1760). Он украшает фасад палаццо Поли. Название фонтана происходит от латинского trivium, что означает «перекресток трех дорог». Грандиозный фонтан состоит из скал, мраморных скульптур Нептуна, морских коней, тритонов. Считается, что вода Треви самая вкусная.
К числу известных относятся фонтаны Черепахи на площади Маттеи, Тритон на площади Барберини, Дель'аква Паола и другие. Улицы Рима украшают также бесчисленные малые фонтаны, радующие глаз.

Рим - город дворцов. В барочных кварталах столицы Италии их роскошь и великолепие вызывают восхищение, заставляя вспомнить богатые римские роды Боргезе, Барберини, Памфили, Людовизи и т. д. Дворцы Боргезе и Барберини знамениты своей архитектурой и собраниями живописи.

В Риме множество обелисков. Доменико Фонтана установил четыре египетских обелиска: на площади перед собором Св. Петра, перед апсидой Санта Мария Маджоре, на площади Сан Джованни ин Латера-на и на площади дель Пополо, в центре пересечения трех магистралей.

В III в. до н.э. в Риме появились общественные бани. С I в. у римлян сформировалась устойчивая привычка ежедневно посещать их. Число бань было огромным (несколько сотен). В 212-216 гг. были построены самые грандиозные из них - термы Каракаллы, занимавшие площадь около 12 га. Бани имели теплое и холодное отделения, залы для отдыха, библиотеку, стадион, парк. Римляне проводили в них целые дни. Термы одновременно могли вместить полторы тысячи человек и являлись одним из важнейших сооружений античного Рима.

Еще при жизни император Адриан начал строить для себя роскошный мавзолей на правом берегу Тибра. Он был закончен в 130 г. и представлял собой мощное приземистое круглое сооружение диаметром 64 м и высотой 21 м. В 271 г. Аврелиан возвел вокруг мавзолея стены, превратив его в крепость. В 590 г. сооружение стало называться замком Святого Ангела. По преданию, на его вершине появился ангел, оповестивший об окончании эпидемии чумы. Замок стал важным форпостом: тюрьмой, казармой, надежным убежищем для папы, хранилищем церковных ценностей.

Над замком высится огромная бронзовая статуя Ангела, отлитая в XVIII веке. В настоящее время в замке находится Национальный музей оружия и искусства. Иль Витториано - колоссальное сооружение, возведенное в честь объединения Италии. Оно включает в себя широкую лестницу, часовню со статуей Рима, могилу Неизвестного солдата, бронзовую статую Виктора-Эммануила II, огромный портик с боковыми пропилеями, на которых установлены бронзовые квадриги со статуями крылатой Победы. Сооружение возведено в 1885-1911 гг. по проекту Джузеппе Саккони.

Выражение «Все дороги ведут в Рим» не стареет. Сюда действительно хочется возвращаться снова и снова - настолько велика манящая сила этого древнего и всегда молодого города.