Музыкальная Вена
Автор: Иванова Л.В.   

Музыкальная Вена... Это слово непременно ассоциируется с былым величием империи Габсбургов, с прекрасной музыкой и голубым Дунаем. Город архитектурного великолепия барокко, город Гайдна, Брамса, Иоганна и Рихарда Штраусов, Моцарта, Фрейда и Климта не уступает в притягательности другим европейским столицам. Более того, у него свой, особый шарм. Сонная, вся в зелени парков, Музыкальная Вена уютна, красива, спокойна и пользуется любовью своих жителей и гостей города.

Первым делом туристы обычно осматривают центр столицы, который здесь называют Городом, или Внутренним городом. Он невелик и ограничивается полукольцом бульваров Рингштрассе. Можно обойти центр пешком, но лучше все же нанять фиакр - упряжку из двух лошадей. На Хельденплац и Штефанплац для этого отведены постоянные места. Помимо осмотра тесных узких улочек Внутреннего города и двух его центров - духовного (собор Св. Стефана) и светского (ансамбль бывшей императорской резиденции Хофбург), туристам обязательно рекомендуется совершить поездку на гору Каленберг, с вершины которой открывается великолепная панорама всей Вены, Дуная и Дунайского канала.

Австрийская столица утопает в зелени. Парки, сады, леса составляют около половины всей площади Вены. Легкими города является горный массив Венский лес - отрог Восточных Альп. Если с севера и востока город представляет собой крупный промышленный центр, то с юга и запада к нему вплотную подходят покрытые лесом горы и виноградники. Гордость Вены - крупнейшие парки Пратер, Аугартен, Дунайский, а также старинные парки при дворцах Бельведер (к югу от Внутреннего города) и Шёнбрунн (на юго-западе столицы).

Несколько тысячелетий тому назад на территории современной Австрии проживали племена иллирийцев, а затем кельтов. В I в. до н.э. свое владычество на эти земли распространили римляне. Они основали военный лагерь, защищенный одним из рукавов Дуная и речкой Вин. Он назывался Виндобона и был окружен валом, стенами и рвом. Здесь в 180 г. умер Марк Аврелий, знаменитый римский император. Римлян в конце V в. вытеснили варварские племена. В 453 г. в Вене ушел в мир иной еще один видный исторический деятель - предводитель гуннов Аттила.

В X в. город получил название Вена и вошел в состав Священной Римской империи германской нации. В XII в. герцоги рода Бабенбергов превратили Вену в свою резиденцию. Город разросся, сформировалась планировка его центральной части, сохранившаяся до наших дней.

В 1278 г. императором был избран Рудольф Габсбург. Он положил начало династии, правившей Австрией до 1918 г. Все эти годы столицей многонационального австрийского государства неизменно оставалась Вена, императорская резиденция.

Самое величественное здание города, его символ - собор Св. Стефана. Он был заложен в первые десятилетия XII в., но возводился и перестраивался вплоть до наших дней. В апреле 1945 г., во время боев с гитлеровскими войсками, собор получил серьезные повреждения, которые были ликвидированы лишь спустя семнадцать лет. Первоначально храм представлял собой трехнефную романскую базилику. Она была почти полностью перестроена после пожара 1258 г. Однако до наших дней дошла часть позднероманского сооружения - западный фасад с порталом «Исполинские врата» и двумя языческими башнями.

В 1304 - 1340 гг. собор значительно расширили, а в 1359 г. построили Южную башню высотой 137 м. В середине XV в. начали возводить Северную башню, которая, однако, так и осталась недостроенной.

Грандиозное здание собора было завершено в начале XVI столетия. Оно возвышается в центре австрийской столицы. Стены собора украшены скромно: в небольших нишах размещены скульптуры. Зато порталы покрыты богатой резьбой, отображающей средневековую религиозную символику.

Через так называемый Епископский портал в храм входили женщины, а через Певческий, с южной стороны, - мужчины. Лифт Северной башни поднимает желающих на смотровую площадку, расположенную на высоте 60 м. Туристы могут также подняться по 343 ступеням на смотровую площадку и оценить красоту кровли собора, выполненной из 250 тысяч цветных глазурованных черепиц.

Просторно внутри собора. Его длина 108, ширина 35 и высота 28 м. Интерьер украшают скульптуры и витражи.

Великолепны алтари и епископская кафедра, выполненные в лучших традициях немецкой готики.

Правительственная резиденция в центре Вены носит название Хофбург. Иногда ее называют просто Бург. Императорский дворец Габсбургов был построен еще в начале XIII в. Прошло семь веков, и Бург превратился в разбросанный и сложный по планировке и стилю архитектурный комплекс. Он состоит из нескольких замкнутых дворов, открытых площадей, большого числа различных строений и памятников. В нем более 2600 комнат. Это город в городе.

В здании Старого Хофбурга размещена готическая капелла. Здесь поет знаменитый венский хор мальчиков, существующий с 1498 г., в котором когда-то пели Гайдн и Шуберт. Хор пользуется огромной популярностью. Чтобы послушать этих мальчиков в матросской форме, необходимо подать заявку за два месяца.

Интереснейшей частью перестроенного в ренессансном стиле дворца Старый Хофбург являются Швейцарские ворота (1552), представляющие собой классический тип парадной арки. Ворота ведут на Инденбургплац, в центре которой установлен памятник Францу1 (П.Маркези, 1846). Площадь обрамляют здания Дворца Амалии (вдовы императора Иосифа I), государственной канцелярии и Леопольдовского корпуса.

С внешней стороны старого ядра Хофбурга расположена площадь Иосифа, получившая название от памятника императору Иосифу II (Цаунер, 1806). На нее выходят здание Национальной библиотеки и здание конюшни (Штальбург). BXVI в. австрийцы сумели вывести липиццанеров - особую, так называемую испанскую, породу лошадей, а искусство верховой езды достигло в это время небывалого совершенства. Белоснежные лошади и в наши дни привлекают немало внимания.

Нельзя не восторгаться удивительным зданием императорской библиотеки (Й. Э. Фишер-младший, 1735). Оно состоит из двух помещений-прямоугольников и овального зала между ними. Сегодня библиотека называется Национальной, ее интерьер и огромный Кукольный зал поражают великолепием убранства.

На юго-восточной стороне площади Йозефсплац находится церковь Св. Августина (Аугустинеркирхе). Она примечательна тем, что здесь хранятся сердца правителей рода Габсбургов. В этой придворной церкви проводилось венчание членов императорской семьи.

Вход в Хофбург - с площади Св. Михаила. Он украшен железными коваными воротами, по обе стороны которых в арочных нишах установлены мраморные скульптурные группы. Левые символизируют власть моря, правые - власть земли.

Помимо собора Св. Стефана, привлекательны и другие культовые сооружения Вены. К северо-западу от собора расположена одна из самых красивых церквей Вены - Марии-ам-Гештаде («Марии на берегу»). Она впервые описана еще в 1158 г. Старинный романский храм неоднократно разрушался и приобрел свой настоящий вид лишь в XIV-XV вв. Здание повторяет кривизну переулка, на котором расположено.

К югу от центра австрийской столицы высится величественное здание церкви Св. Карла. В 1713 г., во время чумы, император Карл VI дал обет построим, храм. Проект церкви разработал Иоганн Бернгард Фишер, но построил ее его сын Йозеф Эмануэль в 1737 г.

Церковь воздвигли на высоком берегу реки Вин. Она должна была воплощать идею величия империи, и ей это удалось. Архитектор заимствовал конструктивные формы многих стилей. Фасад напоминает греческий храм, верхняя часть боковых капелл - китайские пагоды. Две триумфальные колонны высотой 33 м похожи на мусульманские минареты. Огромный зеленый, подернутый патиной, купол высотой 72 м главенствует над всем сооружением, части которого органично связаны между собой.

Церковь Св. Петра на Грабене - одна из самых древних в Вене. В 1733 г. она была реконструирована Лукасом Хильдебрандтом и превратилась в типичную постройку в стиле барокко. Однако храм ни перегружен декором, выглядит внушительно и строго.

На Рузвельтплац расположена Вотивкирхе (Обетная церковь) - один из самых привлекательных неоготических храмов Вены (арх. Генрих Ферстёль, 1879). Она построена на месте неудавшегося покушения на императора Франца Иосифа в 1853 г. Два ее шпиля возвышаются над крышами домов к северу от Внутреннего города.

Самым старым венским храмом является церковь Св. Руперта, основанная около 740 г., но впервые упоминаемая в 1161 г. В ее фундаменте использован серый камень из построек римского лагеря. До нашего времени она дошла в сильно искаженном поздними перестройками виде. Простая по архитектурному решению, довольно скромная и даже бедная церковь в средние века находилась на оживленном перекрестке в самом центре еврейского квартала. Она гордо высилась над Дунайским каналом в том месте, где проходил спуск к причалу и шла торговля.

Представляет интерес и церковь Девяти ангельских хоров на площади ам-Хоф. Название площади означает «вокруг двора»: в 1155 г. Генрих II Ясомирготт построил на ней свою резиденцию, и с тех пор довольно широкая площадь использовалась для проведения рыцарских турниров. На ней и построили в 1386-1403 гг. иезуитский храм ам-Хоф в готическом стиле. В 1662 г., после пожара, архитектор К. Карлоно реконструировал церковь в стило барокко. В 1806 г. с ее широкого балкона император Франц II Объявил о падении Священной Римской империи и о своем отречении от немецкого трона.

Среди культурных сооружений следует упомянуть храм капуцинок (Капуцинеркирхе). Он был построен в 1632 г. императрицей Анной. Строгая по своему архитектурному облику церковь является семейным склепом Габсбургов. В ней находится 138 саркофагов австрийских и немецких императоров.

Бург - так венцы иногда сокращенно называют Бургтеатр - один из самых старых в мире, известный с 1741 г. В 1888 г. театр был переведен в новое здание, построенное в ренессансном стиле по проекту архитекторов Карла Хазенауэра и Готфрида Земпера. Его интерьер выдержан в красном и золотом тонах, а сам театр является одним из самых престижных в мире.

Административным центром Вены является здание ратуши (арх. Фридрих Шмидт, 1883). Ее башня достигает высоты 98 м и украшена медной фигурой человека, символизирующей власть. Жители Вены шутливо называют фигуру «человеком из муниципалитета». В июне на площади перед главным фасадом проводится крупнейшее культурное событие года - праздничная городская неделя.

К югу от ратуши расположено здание парламента, возведенное по проекту Теофиля Хансена в 1883 г. Приверженец древней культуры Эллады, архитектор спроектировал его в новогреческом стиле. Фронтон украшают статуи античных философов, а также скульптурные изображения всадников. Со зданием гармонирует фонтан со статуей Афины Поллады (скульптор Кундман, 1902).

Вена гордится своим Государственным оперным театром, одним из самых известных в мире (архитекторы Август Сикардзбург и Эдвард ван дер Июль, 1869). После его открытия оба создателя подверглись жестокой критике императорского двора и народа и не смогли пережить позор. Июль, занимавшийся отделкой здания, покончил с собой, а Сикардзбург умер от сердечного приступа.

Сегодня Венская государственная опера, или Дом на Ринге, как еще ни называют (здание стало первым монументальным сооружением на Рингштрассе), - всемирно известный музыкальный центр, где выступают самые яркие звезды вокала. Тон задает Венский филармонический оркестр. Здание вмещает 2209 зрителей.

На площади Марии Терезии расположены два музея-«близнеца», построенные по проекту Карла фон Хазенауэра и Готфрида Земпера. Естественно-исторический музей был возведен в 1891 г. и содержит одну из самых полных в Европе коллекций экспонатов по природоведению. Музей изящных искусств предлагает собранную в течение многих столетий коллекцию выдающихся произведений искусства. В 91 зале размещены полотна Рембрандта, Рубенса, Дюрера, Рафаэля, Тициана, Босха, Веронезе, ван Дейка и многих других мастеров. Музей гордится наиболее полным собранием картин Питера Брейгеля Старшего, в том числе знаменитым шедевром «Охотники на снегу».

В Вене множество заслуживающих внимания монументов, скульптур и памятников.

В саду перед Бургом установлен памятник Моцарту (скульптор Тильгнер, 1896).

Вскоре после 1679 г. император Леопольд I вознамерился поставить памятник в знак избавления города от чумы, унесшей жизни ста тысяч горожан. В 1687 г. на Грабене была возведена колонна Св. Троицы. Венцы называют ее Пестзойле («чумной столб»). Ее авторы - мастера Бурначини и Раухмиллер, а также помогавший им Фишер. В наши дни причудливое и наивное барочное сооружение смотрится среди неоновых реклам довольно курьезно, однако привлекает толпы туристов.

К северу от здания ратуши расположен Венский университет -самый древний в немецкоязычных странах. Он был основан в 1365 г. Длинное помпезное здание университета в стиле итальянского Ренессанса было возведено в 1883 г. (арх. Генрих Ферстёль). Заслуживает внимание построенный в 1860 г. на улице Херенгассе дворец этого же архитектора, который назван в его честь - дворец Ферстёль. Своими аркадами и лоджиями здание напоминает венецианские дворцы. В нем расположено кафе «Сентрал», которое посещали Бертольд Брехт, Зигмунд Фрейд, Лев Троцкий и другие известные личности.

Вена славится архитектурными памятниками, возведенными в стиле модерн. В 1897 г. художники города образовали группу «Сецессион» (от латинского secessio - уход). В 1899 г. было построено здание выставочного зала группы (арх. Йозеф Мария Ольбрих). Этот павильон белого цвета с куполом, украшенным тремя тысячами позолоченных листьев лавра, - яркий образец авангардизма. Остроумные венцы прозвали его «кочаном капусты».

В Вене немало сооружений самого знаменитого из архитекторов начала XX века - Отто Вагнера (1841 - 1918): церковь в Штейнхофе, здание сберегательной кассы, железнодорожный вокзал на площади Св. Карла, Майоликовый дом и т. д.

Достопримечательностями Вены стали творения австрийского художника Фриденсрайка Хундертвассера: мусоросжигательный комплекс в Шпиттелау, дом Хундертвассера и Венский дом искусств, расположенные неподалеку от парка Пратер. Проповедуя экологичность своих построек, художник отказался от пластиковых материалов, органично вписывал в архитектурные ансамбли деревья, кустарники, использовал яркую раскраску фасадов.

Неподалеку от Йозефсплац расположен знаменитый Доротеум - аукционный комплекс с 300-летней историей. Основанный как ломбард, он предлагает огромный выбор антиквариата и является «меккой» для коллекционеров.

Бесчисленные магазины на фешенебельных торговых улицах Кольмаркт, Кертнерштрассе и Грабен предлагают широкий спектр различных товаров, рассчитанных на любой вкус и достаток. Улицы расположены в самом центре города и являются исключительно пешеходной зоной.

Вена - город дворцов. Но без двух из них - Бельведера и Шёнбрунна – она немыслима. Спаситель Австрии от турок фельдмаршал Евгений Савойский поручил архитектору Лукасу Хильдебрандту строительство своей летней резиденции. В 1725 г. архитектор завершил создание своего самого удачного произведения - «маленького Версаля». Ансамбль включает два великолепных дворца: Верхний Бельведер и Нижний Бельведер, которые гармонично соотносятся друг с другом и с парком, разбитым по проекту баварца Доминика Жирара. Фонтаны, лестницы, статуи, вазы, бассейны - все создает впечатление величия и размаха. Буйство отделки зданий в стиле барокко, богатство интерьера восхищает и подавляет одновременно. Изумителен вид на Вену со стороны Верхнего Бельведера. Сегодня Бельведер используется как помещение для Австрийского музея барокко, Австрийского музея средневекового искусства, Галереи искусства XIX-XX вв. Но и сами по себе здания и территория музея - выдающийся образец архитектурного и садово-паркового искусства.

Бывшая императорская резиденция Шёнбрунн включает в себя дворец (арх. Фишер фон Эрлах, 1700) и огромный парк, в который входят ботанический сад, зоопарк (старейший в Европе, основан в 1752 г.) и множество других частей. Если здание дворца Шёнбрунна, безусловно, уступает Бельведеру по художественной ценности, то парк значительно превосходит сравнительно небольшой парк Бельведера по своей эстетике. Создавали парк архитекторы Фердинанд Хоэнберг и Адриан ван Стекховен. Он поднимается террасами. В его центральной части на вершине холма воздвигнута Глориетта - садовый павильон в виде колоннады в стиле классицизма (архитектор Ф. Хоэнберг, 1775). Римские руины, фонтан Нептуна с каскадами, розарий, Пальмовый павильон, Тирольский двор (историческая крестьянская усадьба), оранжерея, Прекрасный источник (искусственный грот со скульптурным изображением нимфы Эгерии) - все это привлекает в парк Шенбрунна тысячи туристов. Осмотрев в течение часа дворец, они около пяти часов проводят в огромном парке.

Австрийская столица славится многочисленными фестивалями (старинной музыки, музыки Гайдна, музыки барокко, джазовой музыки, кинофестиваль «Виеналле» и т. д.), праздниками, карнавалами и балами. Разнообразна и отменна старая венская кухня.

Австрия - страна кофе. В 1683 г. в Вене открылась первая кофейня. С тех пор австрийские кафехаузы (кофейни) играют исключительно важную роль в культурной жизни, став местом встреч артистов, художников, литераторов, политиков.

Венские кофейные дома всегда поражали посетителей своим великолепием и соревновались между собой в изысканности обстановки.

Кафехаузы предоставляли посетителям возможность сыграть в шашки, шахматы, карты, кости, бильярд, наследуя таким образом традиции арабских кофеен и выступая в роли своеобразных клубов. Однако австрийцы пошли дальше и развили традиции восточных кофеен с европейским размахом. Кафехаузы выступили инициаторами проведения шахматных турниров. С начала XX века и до 1934 года в них выступали артисты кабаре.

Современная Вена хранит старые традиции и по-прежнему является городом кафе, которых здесь около ста. Среди них - старинные и по-прежнему популярные кафе «Шварценберг» и «Сентрал», сравнительно молодые, но не менее престижные «Херренхоф», «Прюккеш.», «Веймар», «Гринштайдль» и ряд других. Как и в прошлом веке, кафехаузы - это по существу настоящие дворцы с хрустальными люстрами, зеркалами, мрамором, официантами в смокингах и с серебряными подносами. Главное в таком заведении не только кофе, а прежде всего атмосфера, позволяющая расслабиться и отвлечься от суеты, если, конечно, у посетителя нет проблем с деньгами. Ассортимент кофейных напитков необычайно велик и достигает в лучших кафехаузах трех десятков названий, охватывая широкий спектр цветовых оттенков - от белого до черного - и предлагая посетителю сложную и изысканную гамму вкусовых ощущений. В венских кафе обычно заказывают напиток, точно характеризуя его оттенок. И это не просто прихоть гурмана, а самое обычное дело. Посетителям предлагается сверхкрепкий кофе - курц (kurz), кофе со сливками - оберс (obers), черный кофе со сливками - консул (konsul), крепкий черный кофе по-турецки - туркишер (turkischer), крепкий черный кофе со сливками - шлагоберс (schlagobers), кофе с ромом - фиакр (fiacr), черный кофе с яичным желтком и бренди - кайзермеланж (kaisermelange), кофе в большом бокале со взбитыми сливками - айншпеннер (einspanner) и т. д. Наряду с чашечкой кофе посетителю традиционно приносят в стакане чистую воду, которой он запивает напиток.

Поражает разнообразие кондитерских изделий. Среди десятком видов всевозможных пирожных и выпечки достойное место занимают популярный апфельшмрудель - фруктовый торт со взбитыми сливками, а также кипфель (kipfel) - булочка, выпекаемая в виде турецкого полумесяца, и крапфен (krapfen) - мягкий пончик.

Среди основных блюд типичным австрийским считаются свинью ножки, которые запиваются молодым вином или пивом.