Прекрасная Флоренция
Автор: Иванова Л.В.   

Прекрасную Флоренцию называют колыбелью Возрождения. Этот небольшой город сегодня является великим центром искусств, притягивающим туристов со всего света. В мире нет места, которое сравнилось бы с прекрасной Флоренцией по обилию шедевров живописи, архитектуры и скульптуры. Древний город сохранил свой исторический облик и уникальность. Он бесспорно считается одним из красивейших, восхищая туристов удивительной атмосферой средневековья и особым уютом. Здесь нет барочного великолепия Рима и восточного духа Венеции. Прекрасная Флоренция, бывшая когда-то лишь местом для остановки на пути в «вечный город», как называли Рим, сделалась благодаря мастерству гениальных Данте, Микеланджело, Леонардо да Винчи, других великих мастеров меккой для всех, кто любит искусство.

Город-музей расположен в широкой долине реки Арно. С севера и востока его окружают живописные холмы, поросшие оливами и кипарисами. Эти вечнозеленые отроги Апеннинских гор в течение многих столетий использовались знатью для строительства вилл. Весной и осенью горы защищают прекрасную Флоренцию от холода, идущего с севера. Летом в городе удушливо и жарко. В июле-августе температура воздуха может достигать 40°С. Днем город как бы засыпает, пробуждаясь вечером и ночью. С наступлением сумерек площади перед кафе и барами заполняются людьми, и оживление длится до самого утра.

Первые поселения на реке Арно появились с конца IV-начала III тысячелетия до н.э. СХ до VIII вв. до н.э. на территории нынешней Флоренции существовало поселение, жители которого умели обрабатывать железо. В V в. до н.э. племена этрусков заложили на одном из холмов небольшой городок Фьезоле, являющийся сегодня предместьем Флоренции. Возникновение современной Флоренции связано с деятельностью Гая Юлия Цезаря. В 59 г. до н.э. он отвел земли на правом берегу реки Арно для поселения своих ветеранов-легионеров. Основание города совпало с празднествами в честь богини Флоры, по этому он и был назван Флоренцией (в переводе с латинского языка - цветущая).

В конце III в. Флоренция становится административным центром областей Тоскана и Умбрия. В течение многих столетий она страдала, от нашествий и господства варваров.

В 774 г. Карл Великий подчинил себе Лангобардское королевство, которое владело Флоренцией. Начался постепенный экономический подъем города, превратившегося в торгово-ремесленный центр. В XI-XII вв. Флоренция занимает видное место в посреднической торговле, банковском деле, ткацком производстве. В XII в. Органом самоуправления в городе становится коммуна, возникают профессиональные корпорации - цехи.

Флоренция приступает к захвату близлежащих городов и земель. В XIII—XIV вв. она превратилась в один из самых крупных городов в Европе.

Жители города-коммуны достигли высокого уровня материального благополучия, что позволило им заняться его украшением. В 1252 г. Флоренция приступила к чеканке золотых флоринов - первой в Европе золотой монеты. Как и в других итальянских городах, население Флоренции делилось на гибеллинов - крупную феодальную знать и гвельфов - низы общества. В 1250 г. гвельфы во Флоренции победили гибеллинов, приняли конституцию, изменили герб: теперь на белом фоне стала красоваться красная лилия, тогда как раньше на красном фоне изображали белую лилию. Городские феодалы начали сооружать высокие неприступные башни с мощными стенами и маленькими окошками. Во Флоренции насчитывалось полторы сотни таких сооружений. Гвельфы ограничили высоту подобных домов-башен 25 метрами.

XIII век для Флоренции явился веком великих Данте Алигьери, заложившего основы литературного итальянского языка, и Джотто ди Бондоне, новатора в области живописи. XIV век стал веком Джованни Боккаччо.

К XV в. из крошечной коммуны Флоренция выросла в мощное региональное государство, влиявшее на судьбу всей Италии. На ее территории проживало 800 тысяч человек. Флоренция купила у генуэзцев Пизу, затем порт Ливорно. В это время город внёс свой значительный вклад в дальнейшее развитие гуманизма. Оставаясь в рамках религиозных сюжетов, деятели искусства обратились также к реальной жизни.

В 1434 г. к власти во Флоренции пришел род банкиров Медичи. В период правления Козимо Старшего и особенно при его внуке Лоренцо Великолепном Флоренция снискала славу колыбели Возрождения. Ярко засияли творения живописцев Боттичелли, Липпи, Гирландайо, архитекторов Брунеллески и Альберти, скульпторов Донателло и Верроккьо.

К концу XV в. в силу ряда причин экономика Флоренции вступила в период застоя. Внешнеполитическая ситуация осложнилась из-за агрессивных действий Испании и Франции. В ноябре 1494 г. войско французского короля Карла VIII вступило в город. Флоренция была провозглашена республикой.

В 1480-х гг. фактическим главой города стал Джироламо Савонарола, молодой монах-доминиканец. Однако этот фанатичный обличитель пороков высшего духовенства выступал не только против папской власти, но и против всех мирских дел, что и привело к его казни.

Начало XVI в. ознаменовалось созданием Микеланджело гениального шедевра - гигантской статуи «Давид» (1504 г.). Годом раньше здесь же, во Флоренции, Леонардо да Винчи написал портрет Моны Лизы, жены флорентийского купца. Картина, названная «Джоконда», передает богатую гамму человеческих чувств. В эти же годы во Флоренции работал Рафаэль Санти.

В XVII—XVIII вв. экономический упадок Флоренции продолжился. Город вел тихую жизнь, но постепенно росло внимание к нему со стороны любителей искусства во всем мире. Во второй половине XIX в. местные произведения искусства стали предметом всеобщего пристального изучения, в XX в. центральная часть города была объявлена «глобальным наследием человечества».

«Сердце» Флоренции - площадь Синьории. Уже с XIII в. она являлась центром политической жизни. В 1299 г. здесь стали строить правительственное здание, за которым в 1550-х гг. закрепилось название Палаццо Веккьо (Старый дворец). Оно представляет собой мощную крепость со сторожевой башней высотой 94 м, широким карнизом с зубцами и навесными бойницами (машикулями). В 1667 г. на башне установили часы, которые действуют до сих пор.

Рядом с Палаццо Веккьо находится трехарочная Лоджия ден Ланци, украшенная множеством великолепных скульптур: «Похищение сабинянок» (Джамболонья, 1583), «Персей» (Бенвенуто Челлини, 1554)

На площади расположен фонтан Нептун (Амманнати, 1575) и конная статуя Козимо I (Джамболонья, 1594). Вход в Палаццо Веккьо украшают копия статуи «Давид» работы Микеланджело и другие скульптуры.

Самым древним зданием Флоренции является баптистерий Св. Иоанна Крестителя (Сан Джованни Баттиста). Время строительства не известно. Предполагают, что его создали между IV и VIII вв. В плане он имеет восьмигранную форму и позднее был облицован белым и зеленым мрамором. В баптистерий ведут трое бронзовых ворот. Южные ворота, украшенные рельефами на сюжеты из жития

Иоанна Крестителя, выполнены Андреа Пизано в 1330 г. На северных воротах работы Лоренцо Гиберти изображены эпизоды из Нового Завета, а на знаменитых Вратах рая, также выполненных Гиберти, - истории из Ветхого Завета. Десять панелей ворот поражают мастерством проработки деталей.

Знаменитый кафедральный собор Сайта Мария дель Фьоре (Св. Девы Марии с цветком лилии в руке) был построен в период расцвета Флоренции (1294-1434) по проекту Арнольфо ди Камбио.

К моменту завершения строительства собор считался самым большим в Европе (длина 153 м, ширина 38 м). Он вмещает 30 тыс. человек. Сейчас это один из самых больших храмов в мире.

Ставший символом города красный восьмигранный купол собора воздвигнут в 1434 г. (арх. Брунеллески) без применения традиционной деревянной арматуры. Купол венчает мраморный фонарь, под которым устроена смотровая площадка. Общая высота купола - 107 м.

В 1334 г. Джотто приступил к сооружению колокольни. Продолжил работу Андреа Пизано, а завершил Нери ди Фиораванти. Колокольня высотой около 85 м облицована белым и зеленым мрамором. Ее пропорции создают впечатление движения вверх, а карниз придает постройке особую нарядность. Уникальное сооружение неизменно вызывает восторг и восхищение у многочисленных туристов.

В 1560 г. Джорджо Вазари приступил к строительству Уффици - здания для различных органов власти. Два его крыла обрамляют неширокую площадь, а третье выходит на набережную Арно большими арками. В 1737 г. Анна Мария Людовика - последняя
Колокольня Джотто представительница династии Медичи -подарила городу свои художественные сокровища с условием, что к ним будет обеспечен широкий доступ. Так родилась одна из самых прославленных картинных галерей мира.

Сегодня в 45 ее залах общей площадью 8 тыс. кв. м, представлены две тысячи ценнейших произведений искусства (картины, гобелены, скульптуры), среди которых такие шедевры, как «Весна» и «Рождение Венеры» Боттичелли, три произведения Леонардо да Винчи, «Святое семейство» Микеланджело и т. д.

В 1565 г. Вазари соединил длинным коридором Палаццо Веккьо, Уффици и дворец Питти. Палаццо Питти (арх. Филиппо Брунеллески) строилось по заказу богатого купца Луки Питти, соперничавшего с семейством Медичи. Грандиозный дворец с фасадом длиной 205 м и высотой 38 м так и не был закончен. С 1550 г. он стал собственностью рода Медичи, которые достроили его и разбили рядом сад Боболи.

Сегодня дворец представляет собой один из самых крупных музейных комплексов Флоренции. Здесь находятся Палатинская галерея, музей серебра, галерея современного искусства, музей карет.

Во Флоренции множество других художественных музеев: музей Сан Марко, археологический, галерея Академии, Национальный музей Барджелло, музей Бардини, музей Горна, произведений искусства Собора, произведений искусства Санта Кроче и др.

Кроме того, в городе три музея естествознания, музей истории науки, Национальный музей антропологии и этнологии, музей фотографии Алинари и т. п.

Флоренция - город церквей. Во второй половине XII в. монахи-кармелиты построили церковь Санта Мария дель Кармине. Ее расписывали Джотто, Мазалино, Мазаччо.

В первой половине XIII в. монахи-доминиканцы возвели церковь Санта Мария Новелла. Архитектор Альберти сумел создать необычное сооружение, неизменно вызывающее восхищение. В церкви собраны выдающиеся произведения искусства.

В 1290 г. на месте церкви Сан Микеле ин Орто начали строить церковь Орсанмикеле. Целое столетие она использовалась торговцами хлебом как склад, пока не сгорела. В XIV в. ее восстановили в готическом стиле, украсив интерьер фресками, скульптурами и витражами. Поскольку Орсанмикеле стала церковью городских гильдий, то в ней установили множество статуй святых - покровителей торговли.

В 1487 г. была построена церковь монахов-августинцев Санто Спирито (Святого Духа) - шедевр архитектуры раннего Возрождения (арх. Брунеллески). Она поражает совершенством и гармоничностью интерьера.

В XV в. этот архитектор построил церковь Сан Лоренцо, правда, фасад ее остался незаконченным. Перед церковью высится памятник Джованни далле Банде Нере - единственному военному из рода Медичи.

Церковь Санта Кроче (Святого Креста) - это жемчужина среди храмов Флоренции. По богатству декоративной отделки ей нет равных. Эта огромная готическая францисканская церковь была закончена в 1443 г. Она знаменита фресками Джотто. Здесь покоятся многие выдающиеся люди Италии. Неподалеку воздвигнут памятник Данте. Располагающиеся вдоль стен гробницы Микеланджело (работа Вазари), Никколо Макиавелли, Галилея и др. привлекают внимание многочисленных туристов со всего мира.

Пьяццале Микеланджело - так называется панорамная терраса, с которой открывается великолепный вид всего города, - была построена в 1868 г. Она украшена бронзовыми копиями произведений Микеланджело, в том числе статуей Давида.

Прекрасная панорама города открывается также с форта Бельведере. Крепость была построена в 1595 г. зодчим Бернардо Буоналенти. С форта Медичи держали под прицелом весь город, а прекрасный дворец внутри крепости использовали в качестве своей летней резиденции.

Ежегодно Флоренцию посещают 6 млн. человек. Для города с собственным населением в 400 тысяч человек это огромная цифра, но он блестяще справляется с проблемой. Для защиты от смога введен запрет на движение транспорта в черте города.

Местные жители не только обслуживают туристов, но и шьют шикарную одежду, производят обувь и изделия из кожи. Наряду с Миланом Флоренция является центром итальянской моды, выставок, ярмарок и всевозможных торжеств.

С 1530 г. ведет свое начало местный праздник Калчио сторика. Осажденные войсками Карла V, жители Флоренции решили показать врагу свое презрение и затеяли игру в футбол на площади Санта Кроче. С тех пор 24 июня, в день покровителя города Св. Джованни, флорентийцы всегда играют в футбол, затем устраивают шествие в праздничных костюмах XVI в. Вечером город озаряется фейерверком.

Подобных исторических и фольклорных мероприятий в городе проводится немало.

Флоренция - родина оперы. Музыкальные развлечения разного рода не утихают в городе круглый год, однако представления самого высокого уровня проводятся с октября по апрель.

С ноября по декабрь Флоренция оказывается во власти традиционного ежегодного Тосканского кинофестиваля.

Ярмарки ремесленников, биеннале антикваров, демонстрации моды и т. п. - все это наполняет жизнь города, делает ее оживленной, интересной для флоринтийцев и привлекательной для туристов.