Секреты Венеции
Автор: Иванова Л.В.   

Перед нескончаемым потоком гостей, не одну сотню лет наполняющих Венецию, город предстает как прекрасный мираж. Это своеобразный перекресток мира Византии и Рима со своим уникальным культурным наследием. Сегодня многочисленные туристы стекаются сюда полюбоваться красотой древних улиц, насладиться зрелищем Большого канала, медленно несущего свои воды мимо дворцов, выкрашенных в красный, желтый и оранжевый цвета, разгадать секреты Венеции.

Старые картины в венецианских церквах, звон колоколов, тесные улочки - все кажется нереальным, словно явившимся из другого мира. Глядя на эту красоту, понимаешь, почему королева Адриатики Венеция называлась издавна Ла Серениссима - Блистательная и почему секреты Венеции так популярны.

Поражают тишина и спокойствие на улицах. И лишь на площади Святого Марка и у моста Риальто разноязыкая речь толпы нарушит странное оцепенение, в котором пребывает этот древний город музей, расположенный на воде. Дерево здесь увидишь редко, им роскошь, как и сама суша.

Название города происходит от древнего племени венетов, населявших Адриатику во второй половине II тысячелетия до нашей эры. Во времена Римской империи на островах Венецианской лагуны в Адриатическом море обитали рыбаки. Спасаясь от нашествия гуннов и лангобардов, сюда переселились позже и прибрежные жители. Сами венецианцы считают, что их город основан в пятницу 25 марта 421 г., в день св. Марка. Согласно легенде, в этот день, в полдень, воды лагуны расступились и появился остров с прекрасным поселением.

В VI в. Венеция представляла собой группу небольших деревень, расположенных на островах лагуны. Надежно защищенные водой, венецианцы не возводили укреплений вокруг своих поселений, веками проживая тихо и мирно. Они научились строить корабли - благо деревьев на островах было достаточно, - занимались посреднической торговлей между Европой и Востоком.

В 811 г. резиденция дожа - правителя герцогства, в состав которого входила Венеция, - переместилась из Равенны на крупный остров Риальто, хранящий самые удивительные секреты Венеции, пересеченный широким протоком в форме перевернутой слева направо буквы S. Вероятно, от латинского rivus altus («проток глубокий») и произошло название острова. Также стал называться и город, расположенный на нем. В 828 году сюда из Византии доставили мощи св. Марка - покровителя города.

Подлинный расцвет Венеции наступил в XIII в., после освобождения из-под ига Византии, и продолжался четыре столетия. В средние века Венеция являлась республикой (с конца XIII в. - олигархической республикой с дожем во главе).

В 1797-1805 и 1815-1866 гг. - это владения Австрии, что связано с захватом республики войсками Наполеона. Затем Венеция вновь обрела свободу.

Подобно перевернутой букве S извивается по городу Каналь Гранде - Большой канал. Длина этой главной водной артерии города - 3800 м, ширина от - 30 до 70 м, глубина -5 м.
Глубина других 177 каналов Венеции - до 2 м. Они разделяют город на 118 островков.
Дома вдоль каналов словно вырастают из воды, потому что построены на сваях. Они имеют два выхода - на сушу и на воду. Прямо к двери дома причаливают катера, заменяющие жителям автомобили. Улочки города узкие, со множеством крутых мостиков, поэтому здесь невозможно пользоваться наземным транспортом, даже велосипедом. Основным средством передвижения по городу служат вапоретто - речные трамвайчики.

Туристы, прибывшие в Венецию автомобилем или поездом, попадают в город по кирпичному трехкилометровому мосту Либерти (I846 г.), состоящему из 222 арок.
Рядом с железнодорожным вокзалом Санта Лючия находятся бирочная церковь дельи Скальци, причал Санта Кроче и один из трех Мостов через Большой канал - Понте дельи Скальци.

На противоположной стороне канала расположена барочная церковь Сан Симеоне Пикколо, построенная по образцу римского Пантеона в 1738 г. Несмотря на название («пикколо» переводится с итальянского как «маленький»), это довольно большая церковь, используемая в настоящее время только для проведения концертов.

Там, где в Большой канал впадает канал Канареджо, расположены церковь Сан Геремия и палаццо Лабия; последнее известно росписями художника Тьеполо.

На правом берегу канала высится Фондако дей Турки (Турецкое подворье). Построенное в XIII в., оно использовалось для размещения купцов с Востока. Архитектор Джакомо Пальмиери сумел возвести богатый двухэтажный дворец с арочными лоджиями и башнями по краям, который считается лучшим образцом византийского стиля. Сейчас в этом здании размещается Городской музей естественной истории.

Почти напротив, на другой стороне канала, расположено палаццо Вендрамин-Калерджи (арх. Пьетро Ломбардо), в котором жил Рихард Вагнер, а немного далее - Ка д'Оро (Золотой дом). Это готическое здание было возведено в XV в. по проекту архитекторов Джованни и Бартоломео Бон Старшего. Оно считается самым элегантным из дворцов, построенных в венецианском стиле. Сейчас в нем размещается галерея Франкетти.

На противоположном, правом берегу канала находится дворец семейства Пезаро (арх. Бальдассар Лонгена, XVII в.). В нем размещены Музей восточных культур и Музей современного искусства.

Там, где Большой канал круто поворачивает, через него переброшен Риальто - один из самых знаменитых мостов мира. Долгое время он был единственным каменным мостом через канал (арх. Антонио да Понте, 1591). Его длина 48, ширина 22, высота над водой 7,5 м. Пролет единственной крытой арки достигает 28 м. Мост облицован белым мрамором и украшен рельефами.

За мостом, на левом берегу канала, можно увидеть два похожих по стилю дворца - палаццо Фарсетти и палаццо Лоредан, покроенных в раннем византийско-венецианском стиле. Немного дальше возвышается огромное здание палаццо Гримани, с колоннами и тяжелыми карнизами (XVI в.).

Далее канал поворачивает вправо. Здесь внимание привлекает дворец Фоскари (1452 г.). Впечатляют его крытые галереи, расположенные друг над другом.

На другой стороне канала расположено палаццо Грасси, выдержанное в классическом стиле (арх. Джорджо Массари, XVIII в.). Неподалеку находится палаццо Контарини делла Фигуре (Дворец с фи1урами), относящийся к XVI в. и являющийся образцом архитектуры эпохи Возрождения.
Привлекает своей помпезностью и пышностью фасада дворец Редзонико (арх. Бальдассар Лонгена, XVII в.).

Несколько дальше берега канала соединяет деревянный мост Академии, построенный в 30-е годы XX в. На правом берегу канала расположена художественная галерея Академии, где собраны сокровища венецианского искусства.

На этом же берегу находится небольшой дворец - палаццо Дарио. Он был построен и богато украшен цветным мрамором в 1487 г.

На противоположной стороне канала внимание привлекает крошечный, но необыкновенно нарядный дворец Контарини-Фазан, называемый Домом Дездемоны.

Центральную часть Венеции украшают два выдающихся архитектурных памятника - церковь Санта Мария делла Салуте и церковь Сан Джорджо Маджоре. На самом краю мыса, образуемого водами Большого канала и канала Джудекка, расположено здание таможни, украшенное башней. На ней - шар с флюгером в виде фигуры Фортуны.
Рядом с таможней высится церковь Санта Мария делла Салуте (арх. Бальдассар Лонгена, 1681), построенная в знак благодарности Богоматери, избавившей город от эпидемии чумы. Необычная церковь имеет в плане восьмигранную форму, два купола и колокольню. Фасад храма выходит на Большой канал. Церковь украшают многочисленные статуи, колонны и арки, делая ее необыкновенно нарядной. Здесь хранится множество всемирно известных произведений искусства.

При возведении здания строителям пришлось решить несколько сложных задач, т. к. оседали грунт и подпорные стены. Утверждают, что церковь поддерживает миллион свай.
Главная церковь Венеции Сан Джорджо Маджоре (арх. Андреа Палладио) имеет в плане форму креста. Центральная часть ее фасада более высокая, чем боковые, и декорирована портиком с четырьмя большими колоннами и треугольным фронтоном над ними. Внутреннее убранство церкви составляют картины и скульптуры итальянских художников. Колокольню XVIII в. украшает знаменитая вращающаяся фигура ангела.
Исторический центр Венеции - площадь Св. Марка (Пьяцца ди Сан Марко). Ее размер - 176 х 82 м. Здесь расположены собор Св. Марка, Дворец дожей, здания Старых и Новых Прокураций, библиотека Сансовино.

Собор Св. Марка построен в 1071 г. Затем в течение нескольких ноков его отделывали и украшали, полностью завершив все работы в XV в. Он символизирует богатство и мощь республики и венчает площадь, являясь ее главным культовым сооружением, а также центром общественной жизни. Воплотив в себе византийские архитектурные традиции, римский и готический стили, собор впечатляет грандиозными размерами, дивной восточной роскошью.

Сооружение в плане представляет собой равносторонний крест, в центре и на концах которого возвышаются купола. Пять входов обрамлены порталами. Собор увенчан ажурными готическими башенками, украшен колоннами, арками, нишами, скульптурой, мозаикой, рельефами и т. д.

Над главным входом, как на многих триумфальных арках, размещена бронзовая квадрига. Четверка могучих лошадей, созданная в III в. до н.э. мастерами Древней Греции, была привезена венецианцами из Константинополя.

Сильное впечатление производит интерьер. Площадь мозаичного покрытия превышает 4 тыс. кв. м. Собор обильно украшен золотом, за что его называют «золотой базиликой».

Собор Св. Марка называют музеем, настолько богато его внутреннее убранство, включающее ценнейшие художественные памятники. Здание соединяется внутренним переходом с палаццо Дукале. Так венецианцы называют Диорец дожей - самое величественное здание города. Южный фасад собора смотрит на лагуну. С первых дней республики дворец служил резиденцией правитель-ежа, дожа и суда. В течение столетий он был единственным зданием, которое называли «палаццо» (нее остальные называли «ка»). Его строительство закончили в XV в. Это здание удивительной красоты является ярким примером венецианской готики.

Можно четко различить три яруса здания. Нижняя часть представляет собой портик с аркадой, опирающейся на колонны, не имеющие оснований. Второй ярус - это арочная галерея. Ее образуют многочисленные колонны, более высокие и тонкие, чем колонны нижнего яруса. Открытая лоджия второго яруса всегда наполнена светом, легка и изящна. Гладкая стена третьего яруса с крупными и мелкими окнами более массивна. Кажется, что мастера ошиблись, поместив этот ярус не внизу, а вверху. Стену украшает зубчатый карниз, а также два великолепных балкона, служивших для появления дожа перед народом. Один из них выходит на Бачино , другой - на маленькую площадь Пьяццетту.

Вход во дворец (Порта делла Карта) представляет собой арку - пышное готическое сооружение, предельно насыщенное кружевами орнамента.

Пройдя через колоннаду портика Фоскоери, посетитель выходит к Лестнице гигантов, ведущей во внутренние помещения дворца. Огромные статуи Марса и Нептуна украшают ее верхнюю часть. Лестница выполняла важную роль: на ней происходило торжественное венчание дожей.

Возведение собора Св. Марка и Дворца дожей заложило основу для формирования архитектурного ансамбля центра города. В XVI в. и позднее здесь были построены другие здания с арками, которые завершили создание ансамбля: Башня часов, Старые и Новые Прокурации и Крыло Наполеоника.

На площади высится квадратная башня колокольни (кампанилы). Самое высокое сооружение города (ее высота - 98,6 м), она д.им возможность окинуть взглядом с ее стен всю Венецию. Острие башни венчает фигура ангела. Башня служит своеобразным манком для кораблей. Звон ее пяти колоколов всегда возвещал о праздниках, различных событиях, богослужениях и т. д.

В середине XVI в. у подножия колокольни построили небольшую открытую галерею - Лоджетту (арх. Якопо Сансовино). Дворец дожей соединяется мостом Вздохов (Понте деи Соспири) со зданием тюрьмы Карчери. Изящно изогнутый, как бы парящий в воздухе, он был построен в 1600 г. по проекту, Антонио да Понте. Согласно преданию, мост получил свое название оттого, что сквозь его решетчатые окна осужденные прощались со свободой и бросали последний взгляд на небо, прежде чем попасть в темницу.

В 90-е годы XV в. площадь Св. Марка украсила Башня часов (арх. Мауро Кодусси). Четырехъярусное сооружение возведено над однопролетной монументальной аркой, ведущей на самую оживленную улицу города - Мерчерие. Огромный циферблат сложных по конструкции часов, висящих над аркой, отмечает время, даты, лунные фазы, положение Солнца среди знаков зодиака и т. д. Над циферблатом установлена скульптура Мадонны, а еще выше - золоченый лев св. Марка.

На площадке, венчающей башню, помещены огромный колокол и две бронзовые фигуры стражей, отбивающих молотами каждый час.

К площади Св. Марка со стороны лагуны примыкает Пьяццетта ди Сан Марко - небольшая, но изумительная по красоте площадь. С одной стороны площади - Дворец дожей, с другой - ренессансное здание библиотеки Сан Марко, фасад которой составляют два ряда аркад с колоннами. Обелиски и лепнина придают зданию нарядность и особую привлекательность.

На набережной в 1172 г. были установлены гранитные монолитные колонны. Они увенчаны скульптурами покровителя города св. Федора, дракона и крылатого льва.
Помимо архитектурных шедевров Большого канала и площади Сан Марко, немало чудесных и экзотических мест можно встретить во всех шести районах Венеции (систериях), на которые она была разделена еще в XII в. По маленьким и чрезвычайно узким улочкам (калли) и площадям (кампо) можно бродить часами, открывая для себя много поразительного.

В центральном районе ди Сан Марко расположен самый большой театр Венеции - Ла Фениче, (арх. Дж. Сельва, XVIII в.). Изумляет его зрительный зал, роскошно украшенный лепниной и живописью.

Неподалеку находится построенный около 1499 г. дворец Контарини дель Боволо с витой оригинальной лестницей, вызывающей неизменное восхищение.

Церковь Сан Моизе (Св. Моисея), завершенная в 1668 г., отличается массивным орнаментом, выполненным в стиле барокко.

В районе Канареджо, вероятно, самый известный памятник архитектуры - церковь Санта Мария дель Орто, построенная в середине XIV столетия. Она названа в честь Девы Марии, чья статуя была найдена в расположенном неподалеку огороде (орто). Великолепный образец готических церквей, храм Санта Мария дель Орто восхищает своим богато украшенным фасадом и коллекцией картин Тинторетто.

Особенно богат памятниками район ди Кастелло (costello - крепость). От Дворца дожей простирается полукилометровая набережная - рива дельи Скьявони (Славянская). На ней установлен памятник Виктору Эммануилу II. Недалеко расположены церковь Сан Дзаккария, основанная еще в IX в., небольшая церковь Ла Пьета, известная в прошлом тем, что в ней исполнялась великолепная духовная музыка; церковь Сан Джорджо деи Гречи, возведенная греками в XVI столетии в ренессансном стиле, - ее колокольня привлекает внимание туристов, так как наклонилась, подобно Пизанской башне. Скуола Сан Джорджо дельи Скьявони знаменита произведениями Витторе Карпаччо, а церковь Санта Мария Формоза - картинами Якопо Пальма-старшего и Бартоломео Виварини.

В середине XIII в. началось строительство церкви Санти Джованни э Паоло. Она была возведена в XV столетии и стала усыпальницей венецианской знати. Монахи-доминиканцы Бенвенуто да Болонья и Никколо да Имола удачно совместили в ней элементы готики и стиля Возрождения.

Церковь Санта Мария деи Мираколи была построена архитектором Пьетро Ломбарди в 1489 г. Это небольшое двухъярусное здание, выполненное в стиле Возрождения, отличается легкостью и нарядностью.

Впечатляет и другое здание, возведенное в этом же стиле, - Большая скуола Св. Марка.

Около церкви Санти Джованни э Паоло установлен красивый бронзовый монумент в честь Бартоломео Коллеони, наемного полководца из Бергамо. Венецианцы считают памятник лучшей конной статуей в миро и называют его Кавалло (Конь). Скульптор Андреа Верроккьо отлил памятник в 1488 г.

В систерии ди Кастелло заслуживают внимания также Арсенал и старая церковь Сан Пьетро ди Кастелло с наклонившейся колокольней.

В систерии Сан Поло расположена церковь Санта Мария Глориоза деи Фрари. Ее воздвигли францисканцы в 1443 г. Она использовалась как усыпальница знати и знаменита картиной Тициана «Ассунта». Здесь же похоронен и сам живописец.
Одним из ярких символов Венеции являются гондолы, используемые здесь уже более тысячи лет. У этих длинных лодок плоское дно без киля. Размеры лодки (длина I I м, ширина 1,4 м) установлены законом еще в XVIII в. Изготавливаемая из девяти пород дерева гондола имеет асимметричную форму. Длина обвода ее левого борта на 24 см больше, чем правого. Подобная особенность конструкции позволяет гондольеру успешно управлять лодкой единственным веслом, при этом гондола не кружит на месте. Гондольер стоит на лодке и управляет ею, глядя вперед по направлению движения. Гондольер - чисто мужская профессия и требует большого мастерства. Она передается от отца к сыну и предполагает отличное знание водных путей.

Нос гондолы украшен ferro (ферро) - особым железным навершием. С его помощью гондольер определяет, пройдет ли лодка под невысоким мостом. Венецианцы считают, что ферро символизирует шесть районов города, при этом его верхняя часть - площадь Святого Марка, представляющую лицо города.

Все гондолы покрываются в несколько слоев черным лаком; исключение составляют специальные церемониальные гондолы, для которых допускается отступление от общепринятых размеров и отделки.

Когда-то в городе использовалось несколько тысяч гондол, в наши дни их около четырех сотен. Все они из средства передвижения превратились в традиционное развлечение для туристов.

Ежегодно в первое воскресенье сентября в Венеции устраивается знаменитая Регата сторика (Историческая регата). Сначала проводится парад гондол. Из окон домов, выходящих на Большой канал, вывешиваются дорогие ковры, и жители восторженно наблюдают за гондольерами в старинных красочных одеждах. После парада проводится соревнование гондольеров. Победители, выигравшие гонку на дистанции семь километров, награждаются кубками.

Традиция проведения карнавалов в Венеции восходит к XI в. В начале XX столетия она прервалась, но снова была возобновлена в И)/9 г. ради привлечения туристов. В течение десяти дней, до последнего четверга перед Великим постом, в городе развертывается старинный ритуал «Воло делла Коломбина», когда с колокольни Сан-Марко запускают механического голубя. В многочисленных палаццо проходят костюмированные балы, улицы заполняются танцующими горожанами в традиционных масках.
Венецианская маска - основной сувенир города. Настоящая маска из кожи стоит дорого, как любое произведение искусства. Поэтому туристам предлагаются изделия из папье-маше, глины и бумаги.

Уникальный город-музей переживает в последние годы не лучшие времена. Настоящим бедствием для Венеции является «высокая вода», когда в результате низкого атмосферного давления, восточного ветра сирокко и морского прилива город подвергается затоплению. Наводнения в зимний период времени происходят все чаще и чаще, нанося огромный ущерб городу-музею.

Но все же эта проблема меркнет в сравнении с другой - неумолимым опусканием Венеции. За последние сто лет город опустился почти на 25 сантиметров. Ученые срочно ищут меры, чтобы остановить этот процесс, иначе к концу столетия суша полностью окажется под водой.

По этим причинам число жителей Венеции неуклонно убывает, хотя поток туристов из года в год увеличивается.