Меню

Регистрация/Вход


Recommended service:
website monitoring
Утро в Бангкоке
Автор: Иванова Л.В.   

Бангкок - столица Таиланда и крупнейший город этого небольшого государства. Здесь проживает 6,6 миллиона человек - десятая часть всего населения страны. Утро в Бангкоке завораживает.

Бангкок, официальное сокращенное название которого Крунгтеп, занесен в Книгу рекордов Гиннеса как город, имеющий самое длинное полное название. Оно насчитывает 167 букв (по правилам международной научной транслитерации название города содержит 175 букв) и звучит так: Крунгтеп Маханакон Боворн Ратанакосин Махинтхарайуттхайа Махадилокпоп Нопаратратчатхани Буриром Удомратчаниветмахасатхан Аморнпиман Аватарсатхит Саккатхаттий-ависнукармпрасит, что означает «Город ангелов, великий город бессмертных, величественный, усеянный драгоценностями бога Индры, резиденция короля, место королевских и других дворцов, родина Вишны и других богов...» Журналист-международник А.В. Кочетов дает другой вариант перевода: «Город ангелов, высшее вместилище божественных сокровищ, великая земля, которую нельзя завоевать, великое и процветающее царство, великолепная и восхитительная столица девяти драгоценных камней; место, где живут самые великие владыки и находится великий дворец; обиталище богов и перевоплощающихся духов». Сами тайцы называют свою столицу «Крунгтеп - город ангелов». Второе, распространенное название города состоит из двух слов - «банг» («деревенька») и «кок» (вид сливового дерева).

Город расположен в устье реки Чао-Прая, на ее восточном (левом) берегу. От побережья Сиамского залива Бангкок отделяет 20 км. Река Чао-Прая известна также под названием Менам-Чао-Прая. На тайском языке слово «менам» означает «река» или «мать вод». Прибавлять «менам» к названию реки начали европейцы, не знакомые с местным языком. Чао-Прая - крупнейшая река в Юго-Восточной Азии, а это значит, что Бангкок расположен на перекрестке важных торговых путей Таиланда.

Город возник еще в XVI в., но столицей стал только в 1782 г. Долгие столетия Таиланд носил название Сиам. Эта страна - одна из немногих в Азии, сумевших сохранить независимость от европейских колонизаторов. Ее история полна всевозможных войн с соседями,завоеваний и переворотов. В 1782 г. произошел один из них, который осуществили военные. Король Так-син был свергнут. Освободившийся престол занял генерал Чакри, принявший имя Рамы I. Короли из династии Чакри занимают тайский престол до сих пор. С 1932 г. Таиланд является конституционной монархией. Рама I перенес королевскую резиденцию, которая ранее размещалась в городе Тонбури, в Бангкок. Правивший до 1809 г. Рама I превратил центр города в укрепленный остров: специально прорытый канал-клонг соединил друг с другом два конца излучины
реки Чао-Прая. Впоследствии для Поток автомашин на улице защиты от возможных нападений Рамы I в деловом квартале неприятеля возвели оборонительные стены длиной 7 км, по их периметру построили 16 сторожевых вышек. Систему оборонительных сооружений дополнили многочисленные каналы-клонги.

На острове расположился королевский дворец и самые известные и почитаемые храмы столицы. Этот искусственно созданный остров стал центром города. Рама I и его сын Рама II вели активное строительство, украшали и укрепляли новую столицу. BXVIII—XIXвв.

Бангкок разрастался в пределах восточного берега реки Чао-Прая, расширяясь на север, юг и восток. Но в первой половине XX в. город перекинулся на правый берег, и находящиеся там селения постепенно стали сливаться с ним, образуя пригороды, самый крупный из которых - город Тонбури. Сейчас обе части Бангкока соединены между собой несколькими мостами, первый из которых был построен в 1932 г.

В XIX-XX вв. облик Бангкока стремительно менялся. Сохраняя традиционные восточные черты, город приобрел новые, европейские, стал более космополитичным. Однако до наших дней тайская столица сохраняет своеобразие.

К слову сказать, здесь даже климат особенный. С декабря по февраль, когда дуют северо-восточные муссоны, стоит самая прохладная (по тропическим понятиям) погода с температурой до +23° С. С марта по июнь устанавливается жара. В это время - между двумя муссонными периодами - температура достигает +40° С. Период дождей устанавливается в июле-ноябре в связи с юго-западным муссоном. Самый дождливый месяц падает около 300 мм осадков.

Неповторимый колорит городу придает сеть каналов-клонгов. Европейцы даже прозвали Бангкок Венецией Востока. Многие каналы засыпали, прокладывая вместо них улицы европейского типа. Традиционные деревянные дома на сваях уступали место простым хижинам. Однако каналы засыпаны далеко не все, и в наши дни оставшиеся клонги служат своеобразными водными дорогами Бангкока. По ним снуют лодки-сампаны, курсируют водные автобусы (руа дуан). Лодки для жителей тайской столицы - столь же обычный вид транспорта, как и автомобили, а в сезон дождей, когда по улицам несутся мутные желтоватые потоки воды, они становятся основным средством передвижения.

Господствующая религия в Таиланде - буддизм. В стране около 30 тысяч буддийских монастырей, храмов и общественных центров, называемых по-тайски ватами. Все они возводятся в традиционном национальном стиле, из песчаника и древесины, крыши их покрыты разноцветной черепицей, фронтоны, окна и двери украшены богатой причудливой резьбой. Ваты представляют собой сложные храмовые комплексы, включающие множество самых различных построек, каждая из которых имеет собственное назначение. Среди более четырехсот бангкокских храмов самым знаменитым является храм Изумрудного Будды - Ват-Пра-Кео. Этот храм - первое крупное здание в городе. Вместе с Большим королевским дворцом он расположен в самом сердце Бангкока, на участке, некогда укрепленном Рамой I.

Храм был заложен в 1785 г. королем Рамой I и возводился на протяжении более ста лет. Комплекс культовых построек занимает площадь 3 тысячи кв. м. В него ведут шесть ворот, по бокам которых стоят двенадцать статуй свирепых стражников - яков. Наводящие ужас, невероятно яркие по расцветке демоны-великаны, по поверью, бдительно охраняют храм от проникновения злых духов. Статуя Будды хранится в специальном помещении - боте, или «зоне посвящения», называемом так потому, что здесь совершается буддийский ритуал посвящения в монахи. В бот ведут четыре входа, охраняемые каменными львами (сингхас), выполненными в камбоджийском стиле. Фигура Будды (высотой 66 м) находится на золотом 11 -метровом алтаре, под девятиярусным навесом. На самом деле она не изумрудная, а изготовлена из цельного куска зеленого нефрита. Помещение бота искусно отделано и украшено. На стенах храма укреплено множество маленьких разноцветных зеркал, отражающих падающие внутрь лучи света. Стены и потолок здания расписаны с большим художественным мастерством. Сюжетами для изображений послужили события из жизни Будды и представления его последователей об устройстве мира. У подножья Изумрудного Будды - вазы и чаши с дарами и подношениями божеству.

Изумрудный Будда пользуется всеобщим поклонением. Тайцы верят, что эта статуя изготовлена самими богами, а Рама I приказал выстроить храм Ват-Пра-Кео специально для нее после того, как она долгие столетия скиталась из страны в страну. Три раза в год (в период дождей, жаркого и холодного сезонов) сам король Таиланда участвует в торжественной культовой церемонии - меняет одежду Будды. Бот окружают двенадцать открытых павильонов (салас).

В юго-восточном углу храмового комплекса установлена небольшая часовня Гандхарара Будды. Территория севернее бота называется Верхней террасой, так как несколько возвышается над остальной частью комплекса.

У западной ограды комплекса внимание невольно привлекает покрытое золотом необычное сооружение, называемое Пра-Си Ратта-на Чеди. Тип подобного культового сооружения ведет начало от ступы: за основанием в форме колокола (анда) следует квадратный павильон (хармика), а за ним - суживающаяся кверху и состоящая из концентрических колец башня, завершающаяся остроконечным шпилем. В таких сооружениях хранятся буддийские реликвии. В частности, в башне-чеди Ват-Пра-Кео находится, как утверждают, кусочек грудной кости Будды.

Стоящее рядом здание Пра-Мондоп является библиотекой, хранящей священные буддийские тексты. Севернее находится модель камбоджийского храма Ангкор-Ват. Сооружение с устремленным ввысь прангом называется Пра-Тепидон и является королевским пантеоном, где хранятся восемь статуй усопших королей.

Северо-западный угол храмового комплекса занимает Хо Пра-Нак - королевский мавзолей, в котором хранятся урны с прахом королевских особ.

В северо-восточном углу расположено здание Хо Пра-Монтьен Дхам, в котором находятся священные тексты (дхаммы). Небольшое крестообразное в плане здание Вихара Йот служит молельным залом.

Восточную сторону храмового комплекса охраняют восемь бай-семов разного цвета - пограничных камней, представляющих собой небольшие пранги - камбоджийские башни с округленным концом. Они символизируют восемь элементов буддийской религии.
Храмовый комплекс окружен крытой галереей высотой 3 м, в которой хранятся 178 панелей XVII столетия, изображающих картины из «Рамакияны» - тайской эпической поэмы.

Через юго-западные ворота храмового комплекса можно попасть на территорию Большого дворца (Чакри Махапрасат) (1882 г.) площадью 252 га.

Дворец - самое известное здание в ансамбле королевской резиденции. Он оригинально сочетает выполненное в стиле европейского неоренессанса здание и ярусную кровлю в тайском стиле с тремя башнями (мондопами). В западной части обширного дворцового комплекса находится самая старая постройка, великолепный шедевр тайской архитектуры - Дусит Махапрасат, служащий тронным залом (залом приемов). Здание перекрыто сложной по форме восьмискатной крышей красного и зеленого цвета. В центре ее возвышается башня (чеди) с золотым шпилем (йотом). Башню поддерживают четыре скульптурных изображения мифической птицы-человека Гаруды. Символ неба и добра, Гаруда считается покровительницей повелителей подземного мира змей-наг - полубожеств со змеиным туловищем и с одной или несколькими человеческими головами. У лестниц, ведущих в здание, установлены скульптуры львов. Изобилие золота, лака и перламутра, которыми отделан интерьер, ошеломляет и завораживает.

У северо-восточной стороны Дусит Махапрасат внимание привлекает небольшой изящный павильон на высоком мраморном цоколе - Пра-Тхинанг Апхон Пхимок Прасат, построенный по проекту итальянского архитектора Чезаре Ферро. По традиции король прибывал к павильону, сидя на троне, установленном на спине белого слона. Спустившись со слона, повелитель переодевался в павильоне в церемониальные одежды.

Еще один комплекс Большого дворца называется Махамонтхи-ен (Большая резиденция). Он представляет собой три соединенных павильона. Расположенный в нем Зал аудиенций (Амарин Винитчай) открыт для посещения. В зале установлен «трон тронов» (Пра-Тхинанг Бумбок Мала), напоминающий покрытую золотом ладью.

Помимо перечисленных зданий, в комплекс Большого дворца входят и другие сооружения: жилые покои королей, зал для коронационных церемоний, так называемый Внутренний город - жилые покои обслуги, сады Симвалой с небольшим святилищем и еще один дворец в европейском стиле (Боромпхиман).

К югу от Большого дворца расположен храм Ват-Четупон (Ват-По), название которого переводится как «храм лежащего Будцы».

Здесь в длинном здании хранится скульптурное изображение лежащего Будды (высотой 15 и длиной 45 м). Этот храм - центр тра-волечения. Здесь же есть зал массажа.

Севернее комплекса Ват-Пра-Кео и Большого дворца раскинулась просторная овальная площадь Санам Луанг (Королевский луг), на которой проводятся всевозможные торжественные церемонии. Здесь привлекают внимание здание Старой национальной библиотеки, хранящей древние письмена, Ват-Махатхат (Храм великой реликвии) - центр религиозного воспитания, университет Тхам-масат, Национальный музей с обширными коллекциями древностей, Национальный театр, памятник павшим воинам, представляющий собой небольшую белую чеди, в которой замурована урна с прахом неизвестного солдата. Неподалеку расположен индуистский храм Лак-Муанга. В нем установлен лигам - знак бога Шивы. Храм посвящен духу - покровителю города и очень популярен у тайцев, приходящих сюда, чтобы попросить духа о помощи или поблагодарить за удачу.

В центральной части города находятся различные правительственные учреждения, министерства. Туристы любят пройтись по двум широким улицам города - Радждамнен Клонг и Радждамнен Нок. Они проложены, по образу западных авеню, от Большого королевского дворца к зданию парламента. В этом районе сохранились остатки оборонительных сооружений. Это место привлекает буддистов, так как здесь сосредоточено много храмов, каждый из которых по-своему привлекателен для них: Ват-Боворнивс, Ват-Сракет, Ват-Бенчамабопит, иначе называемый Мраморным храмом, самое позднее культовое сооружение города (построен в 1910 г.). Он знаменит тем, что при его возведении использовался итальянский мрамор, благодаря чему архитектура храма не совсем типична для Таиланда, а также тем, что служит резиденцией Сиамского патриарха - высшего буддийского иерарха в Таиланде. Храм Ват-Сракет известен тем, что расположен недалеко от так называемого Золотого холма (Пхукео Тхонг), насыпанного из земли, которую вырыли при сооружении первого канала-клонга. С этого холма открывается замечательный вид на город.

Обращает на себя внимание дворец Виманмек Мэншен, возведенный в 1900 г. как летняя резиденция монархов. Это самое крупное в мире сооружение из тикового дерева. Дворец открыт для туристов.

Любимое место отдыха тайцев - зоопарк Дусит и парк Ампрон. Они тем более популярны, что являются одними из немногих подобных мест отдыха в городе.

Дворец Читралада - нынешняя резиденция монархов Таиланда. Он закрыт для посещений. Неподалеку расположен королевский скаковой клуб. Юго-восточнее Большого королевского дворца находятся храмы Ват-Раджапрадит, Ват-Раджабопит и Ват-Сутхат. Последний известен как «храм с качелями», так как на его территории расположена одна из городских достопримечательностей - гигантские качели, некогда использовавшиеся в индуистских религиозных ритуалах поклонения богу Шиве. На юго-востоке Бангкока раскинулся Китайский квартал (Сампенг). Здесь великое множество магазинов, лавочек и других подобных торговых заведений - как нигде в Бангкоке. Недалеко от железнодорожного вокзала Хуалампонг расположен храм Ват-Треймитру. Его святыня - статуя Золотого Будды - имеет самую высокую реальную стоимость (по некоторым оценкам - до 28,5 млн. ф. ст.). Изготовлена она на 80% из чистого золота. При высоте 3,04 м ее вес составляет 5,5 тонны. В 1954 г. при передвижении гигантской статуи откололась часть гипсового покрытия, и изумленные рабочие обнаружили, что фигура Будды - золотая!

На южной границе китайского района, у самой реки, раскинулся многолюдный овощной рынок Банграк. Еще ниже по течению Менам-Чао-Прайя расположен туристский район с многочисленными ресторанами, барами и отелями. Его главная достопримечательность - знаменитый отель «Ориентал». Здесь же сооружен огромный современный торговый центр Ривер-Сити.

К юго-востоку от китайского квартала простирается Даунтаун -деловой квартал Бангкока. Его высотные здания свидетельствуют о том, что столица Таиланда-современный преуспевающий мегаполис.

На юго-западе находятся деловые и торговые районы, жилые кварталы, застроенные каменными и деревянными дворами.

Среди достопримечательностей восточной части Бангкока - современного жилого и торгового района - следует отметить парк Лумпини, змеепитомник пастеровского института, университет Чулалонгкорн, дом Джима Томпсона - американского бизнесмена, который открыл для мира китайский шелк. В 1967 г. он без вести пропал в Малайзии. Его дом, выстроенный в старинном тайском стиле, превращен в музей, рассказывающий об образе жизни танцев двести лет назад. Еще одна достопримечательность восточной части города - дворец Суан Паккад (Дворец принцесс). Это комплекс из пяти старинных домов, где открыты экспозиции шкатулок, керамических и ювелирных изделий, живописи.

У Бангкока сложился имидж города с бурной ночной жизнью. И действительно, неподалеку от университета Чулалонгкорн на улицах Патпонга I и Патпонга II расположены различные массажные салоны, дискотеки, стриптиз-бары, где жизнь затихает только под утро. Однако этот район считается благопристойным в сравнении с улицей Сой-Ковбой, расположенной рядом с Сукхумвит роуд. Здесь множество баров с сомнительными развлечениями. Власти не рекомендуют гостям города бывать в подобных заведениях.

Туристы, посещающие Бангкок, часто вступают в торг с бойкими тайскими продавцами на многочисленных рынках. Тайцы очень суеверны. Существуют специальные рынки амулетов. Распространена ритуальная татуировка - талисман против злых сил.
На правом берегу реки расположен бывший когда-то самостоятельным город Тонбури, слившийся сегодня с Бангкоком. Попасть туда можно по одному из пяти мостов или по каналам (клонгам). Тонбури и по сей день во многом сохраняет свой старинный облик. Здесь можно увидеть традиционные тайские деревянные жилища и длиннохвостые лодки (руа ханг яоу), обладающие небольшой осадкой и приспособленные куз-ким и неглубоким водным путям.

Главная достопримечательность города на этом берегу - изумительный по красоте храм Ват-Арун (Храм утренней зари) высотой 67 м. Его огромная закругленная башня-пранг установлена на террасах и гордо возвышается над расположенными по углам четырьмя меньшими прангами и четырьмя мондопами. Уникальное сооружение, характерное для кхмерской архитектуры, пользуется особой любовью у тайцев. Изображения храма отражают индийско-будцийскую мифологию. Он назван в честь индуистского бога рассвета Аруна, а центральный пранг символизирует мистическую гору Меру. Подъем по его крутым ступеням достаточно труден, но открывающийся сверху вид стоит затраченных усилий. В XIX в. король Рама V обратился к подданным с просьбой собирать обломки фарфора для отделки храма, поэтому утром, при восходе солнца, храм сверкает и кажется сказочным.

На правом берегу стоит также осмотреть храм Ват-Калая, обладающий самым большим в Таиланде бронзовым колоколом, а также королевские барки. Огромные гребные шлюпки длиной до 45 м украшены замечательной резьбой. Раньше монархи Таиланда после сезона дождей участвовали в торжественной церемонии «катхин»: доставляли на барках подарки монахам храма Ват-Арун. В наши дни барки спускаются на воду только по очень большим праздникам.

Чтобы полнее познать дух города, лучше всего передвигаться по его улицам не в такси, автобусе или лодке, а сесть в тук-тук - трехколесный мотороллер с навесом для удобства пассажиров. Уверяю: впечатление будет ошеломляющим. Духота и пыль, гомон толпы, шум и грохот, неразбериха, задымленный воздух, раскаленный на солнце асфальт, прохлада каналов, звон колокольчиков, благоухающие тропические цветы, необычные ароматы местных блюд и курильниц - все это Восток, во многом непривычный для европейца, но заманчивый, пробуждающий любопытство.

Особенно впечатляет Бангкок во время национальных праздников. Важнейший из них - Сонгкран, знаменующий начало тайского Нового года и конец холодного и сухого сезона. В этот день, 13 апреля, принято обливать друг друга водой. Красочный праздник Пой Кратхонг проводится в ноябре, в ночь полнолуния. По воде пускают бумажные кораблики с зажженными свечами. Праздников у тайцев предостаточно - государственных, буддийских, народных. Они всегда сопровождаются музыкой и всеобщим весельем.

У Бангкока много проблем, требующих своего разрешения. Одна из них связана со знаменитыми каналами (клонгами). Большинство клонгов засыпали и превратили в улицы, чтобы придать городу современный вид и ликвидировать антисанитарию. Однако каналы выполняли роль дренажной системы. И их исчезновение вместе с беспорядочным забором грунтовых вод привело к оседанию уровня почвы в городе. В 1970 г. было установлено, что за 10 предыдущих лет Бангкок осел на 52 см. Перенаселенность, загрязнение природной среды, транспортные пробки, нехватка очистных сооружений и питьевой воды, трущобы, преступность - все это дает полное основание применить к городу избитую, но не потерявшую своей актуальности фразу «Бангкок - город контрастов».